ВОСПИТАНИЕ   ДОБРОТЫ   К   ПРИРОДЕ

                                                                         Против всего можно устоять,

                                                                          Но не против доброты.

Ж.Ж.Руссо.

Мы живем в непростое время – нестабильность общества, расслоение на бедных и богатых. Экраны телевизора забиты фильмами о жестокости убийствах , насилии. У многих взрослых на первом месте стоит задача найти средства к существованию и выжить. Однако, несмотря ни на что, мы должны уделять внимание нашим детям, мы должны воспитать их правильно, а это сложная и ответственная задача, которая целиком ложится на плечи родителей, т.к. именно семье принадлежит ведущая роль в развитии и воспитании ребенка, а уж потом педагогов. В воспитании характера все важно и нельзя пренебрегать даже самой малостью. Каждый из нас стремится воспитать своего малыша ласковым, честным, добрым. Доброта должна лежать в основе нравственного воспитания.

Как Вы считаете, что такое доброта?

Да, доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим. «Быть добрым к каждому дереву, к каждому кустику –значит быть добрым человеком.Доброта и доброжелательность – эти два понятия очень связаны.Если  у человека есть эти качества, то он всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым.

В одной из педагогических заповедей В.А.Сухомлинский говорил, что первые прикосновения ума и чувств ребенка к окружающему миру должны быть нежными и ласковыми.

Доброта и еще раз доброта – это тончайшие и могучие корешки, которые питают дерево детской радости, радости нежного прикосновения к живому и красивому. Маленький человек должен любить все живое. ведь только доброта открывает ребенку радость взаимопонимания.  «Научить маленького ребенка ощущать, а потом и понимать, что добро только тогда добро, когда от него не плачут люди» писал В.А.Сухомлинский.

Доброта делает человека воспитанным.

Ребенок от природы добр. Детская жестокость, которую мы иногда наблюдаем у ребят, явление не типичное, а скорее всего патология. или же непонимание ребенком что такое больно. Как часто дети, просто так, ломают ветки, нанося «боль» дереву, и не задумываются при этом, что они делают ему больно. Как часто дети бросают камни в пруд, реку и никто не останавливает их. Они загрязняют воду, а ведь в водоеме обитает много разных живых существ.

Да, добру надо учить.

Как Вы думаете, что значит «учить детей добру»?

Да, прежде всего, это личный пример и неравнодушие.

Воспитание доброты связано с пробуждением в ребенке сострадания, сопереживания в горе, беде и умении радоваться и сопереживать успеху другого. как своему собственному.

Ребенок должен приходить к этому не через порицания или боязнь наказания. а через укрепление, по мере его взросления, чувства собственного  достоинства. Действенное. искреннее проявление любви взрослого к ребенку, побуждает его к проявлению добрых чувств в общении с окружающими. Это важное условие воспитания доброты. Общение с природой также пробуждает доброту, отзывчивость, чувство ответственности за другую жизнь, например, за жизнь животных, растений. Не потому ли восхищают и трогают нас восходы и закаты, камушки на берегу, красавицы березы, во всем этом мы неосознанно чувствуем что-то родное. Прекрасное в природе означает для человека любимое. Мною любимое -значит  родное. А любимое, дорогое необходимо охранять и защищать. Азбука доброты постигается ребенком ежедневно через его мысли, чувства, дела и поступки.

С раннего детства ребенок должен каждый раз радостно переживать встречу с новым временем года и делать для себя, при этом, новые открытия, пополняя знания о природе.

Научить любви к живому- значит обезопасить ребенка от возникновения эгоизма, черствости, безразличия к чужой судьбе. Однако, следует помнить, что в семьях. где нет любви и взаимопонимания, где не уважается личность ребенка. где ребенок слышит постоянные окрики, подвергается несправедливым наказаниям, сердце его ожесточается и он пытается выместить свою обиду на слабых и беззащитных. Вот так появляются дети, способные обижать младших, обирать слабых. И, совершив однажды безнравственный поступок, ребенок стремится утвердиться в среде себе подобных сверстников, приближаясь быстрыми шагами к преступлению против норм и законов. Очень хорошо, когда в семье живут наши «братья меньшие».Они оказывают «незримую психологическую помощь» - расширяют круг общения, компенсируют одиночество, дают положительные эмоции. Возможность поговорить и поиграть, погладить животное необходимо детям, особенно когда взрослые постоянно заняты. Стремление иметь животных естественно, дети часто просят приобрести для них собачку или кошечку. Да, на даче животное не помеха, но если Вы знаете, что не возьмете его осенью в свою квартиру, найдите в себе силы отказать малышу. Нет ничего хуже, чем выбросить за порог , привыкшее к домашнему теплу животное, которое успело подружиться с ребенком. Помимо отрицательных сторон этого поступка, это еще и урок вседозволенности, преподанный Вами ребенку. Особое внимание надо уделить такому вопросу, как искоренение в некоторых детях стремления мучить животных, истреблять их, нанося вред природе. Писатель Ю.Яковлев говорил:»Если человек жесток к собакам, он жесток и к людям. Я хочу, чтобы собака сослужила ему еще одну добрую службу - помогла разбудить в юных сердцах великое чувство гуманизма, доброты, любви ко всему живому». Научившись сочувствовать животным и беречь их, дети начинают проявлять доброту и заботу к своим сверстникам, родителям. Пусть это малые дела, но со временем они превратятся в большие и добрые.Помните, дети очень восприимчивы, они верят в истинность всего ,чему их учат.