Готовимся к школе.

                     ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Игра " Упражнения для развития мышления"  

     Цель: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.

     Пример: стрелка – часы, колесо - ? Стрелка – это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо – часть машины. Вместо машины можно назвать и другие слова: тачка, велосипед, коляска. У всех этих предметов есть колесо.

Стрелка – часы, колесо –

Колесо – круг, ковёр –

Белка – дупло, медведь –

Кофта – шерсть, шуба –

Магазин – продавец, больница –

Рыба  - река, птица –

Ваза – стекло, кастрюля-

Молоко – масло, мясо –

Коза – капуста, белка –

Лошадь – сено, кошка –

Чай – печенье, суп –

Стул – спинка, корабль –

Ракета – космос, самолёт –

День – обед, вечер –

Инструмент – работа, кукла –

Охотник – ружьё, рыбак –

Слово – буква, дом –

Ногти – ножницы, борода –

Дождь – сырость, жара –

Лес – деревья, поле –

Лиса – хитрость, заяц –

Палец – кольцо, ухо –

Лимон – кислота, конфета –

Школа – ученик, больница –

Вулкан – извержение, река –

Задача – решение, вопрос –

Писатель – книга, скульптор –

Море – капля, толпа –

Автомобиль – дорога, поезд -

Поезд – станция, самолёт –

Цветок – бутон, листок –

Упражнение « Белый – черный»

Подбери к каждому слову противоположное.

Веселый - …                         Широкий - …            

Высокий - …                         Добрый - …             

Громкий - …                        Холодный - …

Твердый - …                         Быстрый - …              

Старый - …                           Легкий - …               

Темный - …                           Дорогой - …

Сухой - …                              Маленький - …      

Упражнение «Как ты думаешь, чем отличаются друг от друга»?

Лужа и ручеек                          Дерево и бревно

Доска и стекло                          Девочка и кукла

Птица и самолет                       Мультфильм от фильма

Гнездо от норы                         День от ночи

Упражнение «Узнай по описанию»

Желтые, красные, осенние (листья)

Бурый, косолапый, неуклюжий … (медведь)

Зеленый, продолговатый, сочный … (огурец)

Белое, пушистое, легкое … (облако)

Маленькая, серая, пугливая … (мышь)

Ветвистая, зеленая, колючая … (елка)

Старый, кирпичный, двухэтажный … (дом)

Сладкое, белое, холодное … (мороженое)

Красное, сладкое, спелое … (яблоко)

Солнечная, теплая, летняя … (погода)

Новая, красивая, интересная … (книга)

Пушистый, усатый, полосатый … (кот)

Дремучий, темный, сосновый … (лес)

Упражнение «Какое слово в каждом ряду лишнее»? Объясни почему.

Щука, карась, окунь, рак.

Ромашка, ландыш, сирень, колокольчик.

Стол, стул, телевизор, шкаф.

Молоко, сливки, сыр, мясо, сметана.

Рысь, медведь, тигр, кошка, лев.

Миша, Оля, Сережа, Ваня, Коля.

Утро, день, ночь, завтрак, вечер.

Жук, рыба, муравей, бабочка.

Гусь, лебедь, павлин, курица, кролик.

Груша, клубника, смородина, черника, малина. 

Игра "Продолжи ряд"

     Цель: продолжить ряд понятий, соответствующих одному обобщению. Подобрать не менее 3-х слов. В каждом случае назвать обобщающее понятие.

Стол, стул, диван…

Творог, сыр, масло…

Врач, повар, летчик…

Сок, кефир, компот…

Шишка, жёлудь, орех…

Корабль, яхта, лодка…

Паровоз, электричка, трамвай…

Книга, альбом, блокнот…

Торшер, бра, настольная лампа…

Сосиски, колбаса, котлета…

Земляника, клюква, малина…

Сыроежка, лисичка, подберёзовик…

Сосна, берёза, липа…

Жасмин, шиповник, сирень…

Дождь, ветер, иней…

Игра " Упражнения для развития мышления"  

     Цель: выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного признака, и подробно объяснить свой выбор.

Цвет:     цыплёнок, лимон, василёк.

              Огурец, морковь, трава.

              Халат врача, помидор, снег.

Форма:        телевизор, книга, колесо.

                     Косынка, арбуз, палатка.

Величина:   бегемот, муравей, слон.

                    Дом, карандаш, ложка. 

Материал:  банка, кастрюля, стакан.

                   Альбом, тетрадь, ручка.

Вкус:          конфета, картошка, варенье.

                    Торт, селёдка, мороженое.

Вес:             вата, гиря, штанга.

                     Мясорубка, перышко, гантели. 

Кто кем будет

     Ведущий показывает или называет предметы и явления, а игрок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т.д.

     Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько ответов на вопрос.

Отвечай быстро

Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.

Ты мне веришь или нет?

     Ведущий называет фразы, а игроки должны определить среди них ошибочные. Можно просто отвечать "верю" или "не верю" (верно - неверно). Можно договориться, что если фраза верная, то игроки прыгают, а если неверная, то приседают.

Самый простой вариант просто на знания:

Эта ручка синяя

У людей три глаза

Вода мокрая

Два плюс два равно три

А теперь пробуем включить логику:

Все кубики красные

Некоторые карандаши сломаны

Все птицы летают

Зимой постоянно идет снег

Осенью иногда идет дождь

Чай всегда горячий

Некоторые мальчики носят юбки

Что на свете колючее?

     Попробуйте вспомнить вместе с ребенком, что на свете есть колючего? Иглы у ели и ёжика, швейные иголки и булавки, шипы роз и шиповника, папин подбородок....

     Назовите несколько колючих объектов, возможно малыш добавит к ним другие. Например, назовите сами ёлку, ёжика, иглы и булавки. А когда гуляете в парке или в лесу найдите колючие растения, покажите ребенку шипы. Для чего они нужны растению? Наверняка, ребенок вспомнит вашу игру и сам добавит находку к категории "колючих вещей".

     Можно поиграть и с другими свойствами. "Что на свете холодное?", "Что на свете круглое?", "Что на свете липкое?". Только слишком много сразу свойств не спрашивайте. Лучше что-то одно. Главное, чтобы ребенок запомнил принцип и включал в группу, допустим, "колючих вещей" все новые и новые объекты.

Придумай название

     Подберите несколько небольших детских стихотворений (можно из сборников).

     Читайте ребенку стихотворения не называя заголовка и, предложите малышу самому придумать каждому стихотворению какое-то название.

      Игра научит малыша обобщать и выделять главную мысль в стихотворении.

Хорошо — плохо

     Дети сидят в кругу. Ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.

Ведущий:

- Дождь.

Дети:

- Дождь — это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо — намочит нас, бывает холодным.

Ведущий:

- Город.

Дети:

- Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо — не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.