Народная мудрость гласит: «Уметь общаться – в счастье купаться».

Дошкольный возраст это период, когда у детей начинают складываться системные представления об окружающей действительности. Они познают окружающий мир природы, человеческие отношения. Это познание способствует формированию потребности в общении, поскольку именно речь сопровождает все виды детской деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность познать действительность, наладить полноценное взаимоотношение с детьми и взрослыми, отрегулировать свое поведение. Эти действия и умения общения важны для ребенка в школе. Задача детского сада – сформировать коммуникативные навыки детей при подготовке их к школе, научить полноценно общаться.

Немаловажное значение имеет развитие творческого рассказывания, развития умения фантазировать, придумывать и сочинять. «Если Вы хотите научить детей думать, научите их сначала придумывать» - сказал Дж. Родари.   Школьное обучение предполагает наличие умственной активности у ребенка, т.е. ребенок должен уметь не только воспринимать учебную информацию, которую дает учитель, а он должен уметь размышлять, делать выводы, анализировать, выстраивать логические цепочки в речевых действиях. Этому может научить творческое рассказывание, придумывание.

Развитие творческого рассказывания одна из задач развития ребенка. К старшему дошкольному возрасту, ребенок умеет говорить – значит, умеет пользоваться устной речью, выражать свои мысли словами, строить высказывания. Старший дошкольник умеет беседовать, вести разговор, общаться. Чем богаче речевой запас ребенка, тем сильнее его стремление к общению с окружающими людьми. Такие дети открыты для всего нового, они более позитивны, более успешны в обучении в школе.

Дошкольный возраст - благоприятная пора для выработки навыков речевого общения и творческого рассказывания. Для развития речевого творчества и формирования речевого общения необходима определенная система работы:

  • Прежде всего соответствующая речевая среда;
  • Организация занятий по ознакомлению детей с литературными нормами и правилами родного языка, лексическими и грамматическими формами при выражении своих мыслей, высказываний;
  • Организация занятий, игр, упражнений по творческому рассказыванию;
  • Развитие культуры общения, умение вступать в контакт со сверстниками, взрослыми (уметь выслушивать, отвечать, задавать вопросы, объяснять, фантазировать);
  • Знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться им в зависимости от ситуации;
  • Сотрудничество с родителем;
  • Посещение культурно - досуговых мероприятий, организация целевых прогулок и экскурсий.

Умение творчески мыслить можно сформировать у детей в процессе только специально организованных занятий, используя различные источники влияния на эмоционально-речевую сферу детей. Умение рассказывать, придумывать, сочинять заинтересовывать собеседника своими высказываниями, рассказами, историями помогает детям старшего дошкольного возраста быть успешными при обучении в школе.

Остро встает проблема литературного образования детей, приобщения их к книге. Чтобы вызвать у детей интерес к книге, помочь увидеть за словами образ и передать его в разговоре, рисунке, нужно создать им определенные условия.  «В пустых стенах ребенок не заговорит…»заметила в свое время Е.И.Тихеева. Знакомство с книгой  начинать следует с раннего возраста, с миниатюр народного творчества –  потешек, песенок, народных сказок.

Необходимо создание дома литературного уголка для самостоятельного знакомства детей с художественными произведениями, где есть книжки-раскраски, программные произведения, книжки-самоделки, портреты детских писателей.

 Уединившись в тишине, дети самостоятельно рассматривают, исследуют, изучают книги, делают зарисовки понравившихся сюжетов. Разнообразие книжной среды стимулирует самостоятельную познавательную активность детей, развивает их кругозор, умение ориентироваться в книжном материале. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности узнать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

Нужно читать с пользой, обдуманно подходить к выбору книг. Ведь чтение может принести и вред, если читать только детские детективы и ужастики. Или если читать, не понимая, о чем это произведение.

80% родителей не знают, как организовать домашнее чтение, а ведь именно они во многом определяют круг читательских интересов своих детей. Совместное чтение детских книг помогает родителям закладывать в душу ребенка добрые впечатления и достойные для подражания примеры поведения.

Недаром  в народе сложено много пословиц о книгах.

«С книгами знаться – ума набираться»

«Книга – твой друг, без нее как без рук»

«Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает»

«Будешь читать – будешь много знать»

Речевое творчество детей можно развивать и с помощью компьютерных технологий. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучение.

Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал яркий и значимый, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. Применение компьютерных игр позволяет выявить по сравнению с традиционными формами ряд преимуществ:

  • информация на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • движение на экране привлекает внимание ребенка;
  • ребенок приобретает уверенность в своих силах (он многое может);
  • компьютер позволяет моделировать жизненные ситуации, которые трудно увидеть в повседневной жизни;
  • поощрение ребенка при правильном решении задач является стимулом познавательной активности детей.

Реализация компьютерной поддержки взаимосвязана с системой обучения в целом и каждой учебной программой в частности. Однако, мы советуем родителям приобретать компьютерные игры, согласно возраста и индивидуальных возможностей каждого ребенка.