Значение сюжетно –ролевой игры в жизни ребенка.

Каждый из вас знает, что дети очень любят играть. Наши с вами непоседы готовы играть с утра до позднего вечера! Но не всегда, к глубочайшему сожалению, вы готовы уделить своему чаду должного внимания и свободного времени. А ведь игра очень важный компонент в жизни малыша! В ней малыш удовлетворяет свою потребность быть, как взрослые, свободно выражать свои желания, воплощать фантазии, общаться со сверстниками.

В процессе игры дети развивают сюжет, объединяя в единое целое отдельные игровые действия. Совместное с партнером осложение сближает игру с речевой деятельностью, в которой дети развивают навык связной речи, воплощают свои фантазии и передают их в форме текста. Особенность игр состоит в том, что в них всегда есть правила игрового взаимодействия детей, возникает речевое взаимодействие участников - диалог.

Особое место занимают самостоятельные сюжетно-ролевые игры - сфера саморазвития языковой способности детей. Замечательно, когда в детских играх участвуют взрослые. Стоит показать ребенку иллюстрацию захватывающего сюжета и рассказать о необыкновенных приключениях, как вы окажитесь в увлекательном путешествии! В обыгрывании сюжета ребенок использует все, что его окружает :сюжетные игрушки, неоформленный материал, предметы-заместители (например, корабль из стула, воображаемые действия.

Итак, приглашаю вас вспомнить свое детство и отправиться вместе с вашим ребенком в волшебный мир сказочных приключений!

Предлагаю вам несколько игр на тему "Морское путешествие"

- "Мы-моряки" Цель: развивать связную речь ребенка, посредством составления рассказа по картинке с опорой на игровой опыт.

Право руля! " Цель: побуждать ребенка составлять продолжение рассказа, придумывать интересные события.

"SOS! " Цель: развивать у ребенка сюжетно-игровые замыслы и передавать их в связной речи. Закреплению знаний о структуре рассказа (зачин, развитие сюжета, концовка) способствуют схематические изображения содержания повествования.

"Нептун" Цель: вызвать интерес ребенка к игре-фантазированию (предложите ребенку придумать и рассказать, что увидели юные пленники в подводном царстве)

"Путешествия" Цель: вызвать желание играть в сюжетные игры-фантазирования, придумывать истории о путешествиях.

Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Общение ребенка это способность не только вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.

Игра — это навык, и этому навыку нужно ребенка учить. Так как в 4-5-ти летнем возрасте основной способ обучения — это совместная игра, то для начала поиграйте вместе с малышом: пусть он понаблюдает за Вами и начнет потом действовать самостоятельно. Вы только будете руководить этой игрой.

Для чего играть в сюжетно-ролевые игры.

В сюжетно-ролевые игры играют и мальчики, и девочки. На первый план выдвигается игра СЕМЬЯ, но не менее важны игры в школу, в магазин, в больницу, и т. п. Такие игры дают возможность малышу примерить на себя роли доктора, пациента, учителя, ученика, мамы, папы, братика, сестренки, друга, продавца, проявить заботу и участие в другом человеке с точки зрения выбранной роли, то есть получить определенный социальный опыт. Поэтому, играя с детьми в ролевые игры, мы учим их правильному поведению, правильному выражению заботы, любви, уважения, правильному пониманию принятых ролей.

Сюжетно — ролевая игра «Семья»

Она наиболее популярна среди детей, вполне уместно поиграть в семью и в гостях, и на детском празднике, и в семейном кругу. Причем роли могут быть распределены как угодно: настоящая мама может исполнять роль маленькой дочки, а папой может стать 5-тилетний мальчик. Чтобы хорошо войти в роль, используйте различные атрибуты — личные вещи, одежду, игрушки. Перед началом игры обговорите, чем занимается каждый член «семьи». Допустим, дочка ходит в детский сад, играет, помогает маме, смотрит за кошкой и т. д. Папа ходит на работу, читает газету, смотрит телевизор. Мама убирает, готовит, стирает, гуляет с детьми, ходит в магазин и т. д. Играя в семью, можно использовать кукол — это будет кукольная семья, или мягкие игрушки — это семья животных. Игра в семью помогает ребенку усвоить правила поведения в семье, «примерить» на себя разные социальные роли, установить, углубить, расширить понимание семейных взаимоотношений и отточить их навыки.

Сюжетно — ролевая игра «Больница»

Избавиться от страха перед докторами ребенку поможет сюжет, связанный с поликлиникой. Для игры понадобится докторский игровой набор. Хочу поделиться собственным опытом игры с маленькой дочкой. Нам предстояло сделать УЗИ ребенку, примерно в возрасте 1,5 — 2 лет. Поскольку Настенька весьма нелояльно реагировала на докторов, накануне «знаменательного» события мы поиграли с ней в УЗИ. Папа был доктором, для игры мы использовали докторский набор. Девочке понравилось, что УЗИ — это щекотно, и она постоянно просила поиграть еще. На следующий день папа с дочкой пошли на УЗИ, прихватили с собой игрушечный фотоаппарат (любимая игрушка на тот момент). Папа предложил Насте сфотографировать для мамы все, что будет происходить в кабинете. УЗИ прошло на УРА. Ребенок полностью воспринял процедуру как игру.

Сюжетно — ролевая игра «Купание куклы»

Если Ваш малыш не любит купаться, мыть голову, то предложите ему побыть кукольным родителем и поиграйте с ним в купание куклы. Капризы, скорее всего, больше не повторятся. В этой игре у малыша будет возможность проявить о ком-то заботу, а также одновременно он сможет выучить названия туалетных принадлежностей. Для игры вам понадобятся: тазик или ванночка для кукол, кукла, которую можно мочить (лучше — пупсики, мочалка, мыло, полотенце, халатик. Как играть: действуйте так же, как и с собственным ребенком. Налейте с малышом воду в ванночку. Попробуйте, не горячая ли она. Разденьте куклу, опустите ее в ванночку, помойте ее с мылом и мочалкой, вытащите из воды, вытрите полотенцем, наденьте халатик или пижамку.  Укачайте и спойте колыбельную песенку.

Сюжетно — ролевая игра «Накрываем на стол и приглашаем к столу»

Чтобы научить ребенка правильно вести себя за столом, нужно не просто объяснять ему, как это делать. Гораздо важнее проиграть эту ситуацию, прожить ее. Для игры понадобятся: столик и стульчики (можно настоящие, можно кукольные, посудка, салфетки, еда, чай, куклы-гости.

Как играть? Застелите стол скатертью, распределите места — кто где будет сидеть, разложите салфетки, сервируйте стол вместе с малышом, потом вежливо пригласите гостей за стол.

Сюжетно — ролевая игра «Детский сад»

Если Ваш малыш вдруг почему-то заупрямился и не хочет идти в детский сад, поиграйте с ним в сюжетно — ролевую игру «Детский сад» и понаблюдайте за ним очень внимательно: что ребенок говорит от имени воспитательницы, нянечки, других деток. Скорее всего, он обязательно расскажет о том, что его беспокоит. Такой сюжет поможет быстрее адаптироваться к садику или раскрыть то, что тревожит ребенка.

Аналогичным образом можно поиграть с ребенком по сюжетам: «Большая уборка», «Парикмахерская», «Семейный выходной», «Лечим больного медвежонка», «День рождения куклы», «Проезд в автобусе», «Школа», «Строительство» и многое другое.