Индивидуальный подход при формировании детского коллектива

Воспитание ребенка в коллективе — важнейшее условие всестороннего развития его личности и раскрытия ее внутренних богатств. Жизнь в коллективе положительно влияет на развитие интересов и творческой инициативы детей, способствующей их жизнерадостности. Только в коллективе ребенок может сравнивать себя с другими, согласовывать свои поступки с поступками сверстников, устанавливать дружеские отношения со своими товарищами: считаться с интересами друга, стремиться оказать ему помощь, радоваться его успеху, вместе с ним переживать его горести, преодолевать трудности. Эти отношения проявляются в быту и в различной деятельности детей. Дружба — одно из самых высоких, самых благородных чувств, под влиянием которого дети становятся более отзывчивыми, более сердечными. При формировании детского коллектива, воспитании у ребят чувства коллективизма и дружбы особенно важен индивидуальный подход. Но сначала педагогу нужно выяснить, какое место занимает ребенок в коллективе. В результате целенаправленных наблюдений за детьми в быту, в труде, в играх и на занятиях, а также на основе знакомства с условиями их семейного воспитания педагог имеет возможность выделить несколько групп детей, у которых отмечаются некоторые общие черты по отношению к коллективу.

Первая группа — это дети с положительными проявлениями — дружные, отзывчивые, пользующиеся авторитетом у товарищей. Ее можно определить как «актив», на который педагог может опираться в целях развития дружеских коллективных связей воспитанников и укрепления положительных сторон коллектива в целом.

Другая группа — это дети, поддерживающие хорошие начинания «актива», но их проявления бывают недостаточно устойчивыми, в отдельных случаях допускаются срывы.

Третья группа — дети, которые держатся замкнуто, отчужденно, не участвуют в играх, пассивно ведут себя на занятиях. К этой же группе следует отнести и тех ребят, которые робко входят в коллектив и в этот момент требуют к себе особого внимания и помощи.

Бывают также дети, которые стараются подметить недостатки у своих товарищей и выпятить свои личные достоинства. Конечно, общие черты, которые служат критерием распределения детей на группы, не исчерпывают характеристику каждого ребенка, ведь у каждого из них есть и свои индивидуальные проявления. Например, наряду сположительными у ребенка могут быть и отрицательные проявления. Для работы с каждой из групп воспитатель намечает определенные задачи. Робких, застенчивых, замкнутых детей необходимо приблизить к коллективу. При этом педагог опирается на «актив», одновременно он заботится о повышении уровня нравственной воспитанности членов самого «актива», обращая их внимание на положительные проявления отдельных детей. Ребятам второй группы воспитатель помогает влиться в «актив». Как правило, немногочисленной группе детей, склонных к зазнайству, педагог, используя положительное влияние коллектива, должен помочь избавиться от этого недостатка, привлечь его к коллективу. В решении указанных задач велика роль индивидуального подхода. При организации и проведении любой индивидуальной работы с детьми необходимо соблюдать определенные условия. По своей форме и содержанию эта работа должна быть интересной, а по времени проведения — недлительной, чтобы это не было в ущерб игровой деятельности, удовлетворению личных потребностей, желаний и интересов. Индивидуальные беседы, занятия, рассматривания картин и иллюстраций к книгам, дидактические игры удобнее всего проводить в утренние часы сбора, во время прогулок или в вечерние часы. В общем плане работы необходимо указывать, с кем и что намечается провести. В дневнике же воспитатель должен записать, какая работа была проведена, проанализировать полученные факты и наметить последующие мероприятия.

Прежде всего индивидуальную работу следует проводить с теми детьми, которые более всего в этом нуждаются.

Индивидуальные занятия нужно считать одной из самых важных форм осуществления индивидуального подхода к детям; эта работа должна проводиться планомерно и систематически. Совершенно необоснованным является мнение, что такие занятия перегружают ребенка и являются для него неинтересными. Наоборот, как правило, дети любят такие занятия, доро-жат ими, боятся, чтобы про них не забыли, и сами напоминают, что пора заниматься. Рассказывая о различных формах индивидуальной работы, следует подчеркнуть, что в ней всегда принимают участие и другие дети: они радуются успехам своего товарища, огорчаются его неудачам, сочувствуют ему. Эти общие переживания очень важны в воспитании у дошкольников чувства коллективизма, товарищества, дружбы. С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, делил свои радости и горести с другими детьми. Наряду с плановой работой в детском саду могут проводиться индивидуальные занятия, заранее не предусмотренные. Например, чтобы закрепить у отдельных детей новые знания и навыки или поддержать возникшие интересы. Развитие интересов и способностей одного ребенка имеет значение и для всего коллектива, так как лучшими качествами отдельных детей обогащается и весь коллектив. Проводя индивидуальную работу, видно, как сильно воздействует на поведение детей общественное мнение, как оно помогает вырабатывать у них согласованные действия. Общественное мнение оказывает влияние на младших дошкольников. Приведем такой пример (педагог О. Н. Соболевская, г. Минск): Коля поступил в детский сад в возрасте двух лет. С первых же дней он очень неохотно оставался. Свое неудовольствие выражал тем, что ложился на пол, стучал ногами, кричал и никого не признавал. В беседе с родителями выяснилось, что дома такое поведение ребенка стало привычным. Они объясняли это тем, что мальчик болезненный и его нельзя волновать.

Ни яркая игрушка, ни ласковый тон обращения с ним воспитателя, ни песни, ни игры — ничто не привлекало внимания ребенка. И тогда воспитатель обратился за помощью к детям. Когда в очередной раз Коля лежал на полу и кричал, педагог организовал игры: птичками будут все, они будут летать по комнате, и если Коля останется лежать на полу, на него можно налететь. Коля прислушался, перестал кричать, но продолжал лежать на полу, настороженно наблюдая заиграющими. Как только птички приблизились к нему, он не выдержал, быстро вскочил и убежал в сторону. На следующий день мальчик снова пытался капризничать. Воспитатель позвал детей и сказал: «Хотите поиграть в птичек?» Ему не пришлось даже напоминать, что птички могут налететь на Колю, как тот встал, отошел в сторону и стал наблюдать за игрой. Дети пригласили его поиграть вместе. Он не согласился, но не переставал наблюдать за ними. А через несколько дней Коля уже и сам «летал» вместе со всеми. В течение дня воспитатель должен найти возможность общения с каждым ребенком. Правда, «удельный вес» этого общения может быть различным. В первую очередь следует уделить внимание детям, которые в нем остро нуждаются: робким, неуверенным, имеющим недостатки в произношении, пробелы в знаниях. Существенную помощь в организации и проведении индивидуальной работы должны оказывать воспитателю педагог-методист и заведующая.