Как вести себя в случае агрессивного поведения, как предотвратить нежелательное поведение.

1.Важно проявление доброжелательного отношения к ребенку в любой ситуации. Можно проявлять недовольство по поводу действия, поступка, принимая личность ребенка  в целом. Если ребенок просит Вас пообщаться с ним, уделить внимание, а Вы в данный момент не можете этого сделать, не отмахивайтесь, тем более не раздражайтесь на его назойливость. Лучше покажите, что Вы понимаете его просьбу, и объясните, почему в данный момент не можете выполнить.

 2. Ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии ребенком. Подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите ребенка выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: не обидными словами , в рисунке, лепке, в спорте, при помощи игрушек или безобидных действий для окружающих ( можно завести специальную “сердитую подушку” для снятия стресса - если ребенок чувствует раздражение, пусть поколотит ее). Покажите, что о своих ощущениях можно говорить, не обязательно сразу драться.

 Ребенок постепенно освоит язык своих чувств и сможет на словах объяснить вам, что он обижен, расстроен, зол и т.д., а не станет пытаться привлечь ваше внимание “ужасным” поведением. Помните: взрослый человек не всегда лучше знает, что испытывает ребенок. Он может лишь предполагать, основываясь на опыте наблюдений за собой и окружающими, что означает его поведение.

 3. Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками –обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка это означает, что вы способны вынести его агрессию, а следовательно, агрессия может быть сдержана, и он не разрушит то, что любит; ребенок постепенно усваивает сдерживающую способность и может сделать ее внутренней и таким образом контролировать свою агрессию сам. Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Но ни в коем не читайте нравоучения, просто дайте понять, что готовы его выслушать, когда ему плохо.

 4. Покажите ребенку неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если в начале, он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у товарища понравившуюся ему вещь, то впоследствии с ним никто из детей не захочет общаться и он останется в гордом одиночестве. Вряд ли ребенка прельстит такая перспектива.

 5. Необходимо устанавливать правила поведения в доступном для ребенка форме. Например: “мы никого не бьем, и нас никто не бьет”.

 6. Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда он ведет себя должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Не стоит говорить: “хороший мальчик( девочка)”. Скажите:“мне нравится как ты поступил”, “ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился со своим другом, вместо того чтобы драться с ним. Теперь я знаю, что могу спокойно оставлять вас вместе”.

 7. В борьбе с агрессией можно прибегнуть к помощи сказкотерапии.  Когда ребенок начинает проявлять признаки агрессивности, сочините вместе с ним историю, в которой он будет главным героем. Используя картинки, вырезанные из журналов, или фотографии самого ребенка, создайте ситуации, в которых ребенок ведет себя достойно и заслуживает похвалы.

 8. Надо всегда помнить, что дети учатся приемам общения с другими людьми прежде всего путем наблюдения за поведением окружающих.