Еще с детства все мы помним о том, что хороший мальчик – это тот, который «тычет в книжку пальчик». Вот почему родителям так хочется, чтобы их дети с удовольствием читали книги. Так помогите же своему ребенку полюбить этот увлекательный процесс.

Хорошие родители стараются следить за тем, чтобы ребенка на протяжении всех его детских лет сопровождала хорошая литература. Сколько грудничков засыпали под «Буря мглою небо кроет…» - и не перечесть. А сколько дошколят, затаив дыхание и прижавшись к маме, слушали историю про наследника трех толстяков, которую та читала им долгими зимними вечерами. Конечно, никто не будет спорить с тем, что первое знакомство ребенка с книгой невозможно без помощи взрослых. Ведь сначала он только слушает то, что ему читают, и лишь через какое-то время у малыша возникает желание прочитать написанное самостоятельно. Но вот как раз роль родителей в том и состоит, чтобы это желание не угасло. Мамы и папы должны способствовать тому, чтобы оно переросло сначала в умение читать, а потом и в любовь к чтению. Будьте уверены: эта замечательная привычка непременно сделает будущую взрослую жизнь вашего ребенка богаче и увлекательнее. А чтобы вас на этом благородном  пути сопровождал успех, воспользуйтесь советами специалистов.

Хвалите чадо за любой интерес к книгам.

Навыки чтения книг нельзя развить за короткий период времени. Так же как умение ходить или говорить, способность разбирать написанный текст складывается из нескольких этапов. Сначала малыш должен узнать, что книгу положено читать с первой страницы и постепенно доходить до последней, что страницу читают слева направо и сверху вниз. Потом ребенку надо объяснить, что произносимые вами слова складываются из значков, напечатанных на листе бумаги. Вот почему так важно поощрять ребенка за то, что он проявляет к книге интерес: по собственной инициативе берет ее в руки, начинает разглядывать обложку, листать ее. Похвалите чадо, когда оно будет делать вид, что читает «по-взрослому». И всегда выслушивайте малыша с подчеркнутым вниманием, когда он хочет пересказать вам услышанную во время чтения вслух историю, желая поделиться с вами впечатлениями.

Обсуждайте книгу вместе с ребенком.

Перед тем как начать чтение вслух новой книги, обратите внимание малыша на то, что нарисовано на обложке, и обсудите с ним, как это связано с заголовком, который на ней написан. Затем полистайте страницы и вместе посмотрите картинки. В процессе чтения периодически останавливайтесь и спрашивайте ребенка, а что же, по его мнению, может случится дальше. Обсудите с ним характеры героев. Спросите, не напоминают ли они кого-то из ваших реальных знакомых, а также поинтересуйтесь, что нравится малышу в поведении действующих лиц, а что нет. И отнеситесь к его мнению со всей серьезностью. Не случайно специалисты считают это хорошей подготовкой к выработке у детей навыка активного, осмысленного чтения.

Читайте вслух как можно артистичнее.

Когда вы читаете ребенку книгу, делайте это живо, легко и с выражением. Еще дети очень любят, когда взрослые изменяют тембр голоса или интонации в зависимости от повествования, особенно при озвучивании прямой речи героев. Обогатите характеристики персонажей, читая при них – в зависимости от ситуации – радостным, печальным или сонным голосом. При этом следите за тем, чтобы чадо не потеряло интереса к слушанию книги. Как только малыш начнет отвлекаться или скажет, что ему скучно, прекратите чтение вслух или замените книгу на более интересную.

Окружите ребенка книгами.

Поощряйте малыша, если он сам просит вас почитать ему что-нибудь вслух. По мнению психологов, это очень важный шаг на пути к такой полезной и увлекательной привычке, как чтение. А для этого дайте ему возможность самому выбирать книги, которые он хотел бы послушать (но предварительно не забудьте собрать хотя бы небольшую библиотеку из достойных образцов детской литературы). И пусть книги находятся на достижимом для ребенка расстоянии, чтобы он мог сам взять их в руки, когда захочет. Главное, чтобы ребенок применял книгу по прямому назначению, то есть разглядывал бы картинки или пытался бы разбирать слова, а не использовал бы ее в качестве альбома для рисования или для строительства фортификационных укреплений. А как только ваш ребенок пойдет в школу, заведите ему персональный абонемент в библиотеке.

Показывайте пример.

Как известно, лучший учитель для ребенка – это пример, показанный его родителями. Поэтому постоянно говорите при нем, как вам нравится читать – газеты, журналы и, конечно, книги. Полезно в присутствии  ребенка обсуждать  прочитанное или зачитывать вслух заинтересовавшую вас информацию из периодической печати. И пусть ребенок почаще видит вас с книгой в руках.

Делайте акцент на смысл.

Не мешайте вашему ребенку, когда он начнет делать первые робкие попытки прочитать напечатанный текст. Не корректируйте его произношение, не поправляйте, если он пропускает или заменяет слова – но только в том случае, если он правильно понимает смысл текста.  Ведь конечная цель любого чтения – не произношение слов, а понимание смысла написанного. Если же малыш застрял на каком-то слове и из-за этого не понимает, о чем идет речь в той или иной фразе, предложите ему заново перечитать предложение и в процессе поискать «трудному» слову замену, подходящую по смыслу. Но даже если маленький читатель сделал в слове ошибку, которая в корне меняет смысл написанного, не спешите, дайте ему время поправить самого себя. И только когда вы поймете, что у него ничего не получается, подскажите ему правильный вариант и не мешайте ему читать дальше.

Отведите специальное время для чтения.

Постарайтесь выделить в режиме дня вашего чада определенное время для чтения книг вслух. Психологи считают, что ребенка легче приучить к чтению, если это станет привычным занятием, можно сказать, ритуалом. А когда будет стоять вопрос, на что потратить свободное время – на просмотр телевизионных передач или на чтение вслух, решительно сделайте выбор в пользу второго. Поверьте, это не так уж трудно сделать, если предложить вниманию ребенка интересную книгу.

Поощряйте интерес ребенка к письму.

По мнению специалистов, приобретенные навыки письма помогают ребенку без особых усилий устанавливать связь между напечатанными в книге словами и их смыслом. Кроме того, это хороший способ выучит звуки, обозначаемые буквами, и их произношение. Начните с того, что научите малыша подписывать свое имя под собственными рисунками. Когда он станет старше и освоит весь алфавит, предложите ему написать поздравительные открытки близким родственникам. Младшего школьника можно вдохновить на ведение дневника или, если он любит сочинять всякие небылицы, предложить ему записывать их в тетрадь, а потом оформить и выпустить как «полное собрание сочинений». И не забывайте хвалить чадо за стремление к письму

Не прекращайте чтение вслух.

 Даже если ваш ребенок уже научился читать и делает это с удовольствием, не прекращайте столь замечательного занятия, как чтение ему книг вслух. Для этого всегда найдется повод – это можно делать и во время простудного недомогания, уложившего непоседу на время в постель, или для убаюкивания не в меру расшалившегося поздним вечером чада. Причем чем старше становится ваш ребенок, тем длиннее должны быть книги, выбранные для чтения вслух. Пусть знакомство с какой-нибудь книгой займет пять, десять, пятнадцать вечеров – чем сильнее у ребенка будет нетерпение и желание узнать, а что же будет дальше, тем лучше. Вообще и психологи, и педагоги единодушно сходятся во мнении, что только частое родительское чтение вслух способно выработать у ребенка «пожизненную» любовь к книгам. Кроме того, это существенно обогащает словарный запас вашего чада, а также развивает у него важную способность не только услышать сказанное, но и понять его смысл.

Великий педагог Ушинский сказал, что ребенок, который любит читать книги, никогда не вырастет плохим человеком. Вот почему долг всех родителей – сделать так, чтобы дети пристрастились к чтению, а позже, встав взрослыми, не могли бы прожить ни дня без строчки.