Опытно-экспериментальная деятельность

как средство экологического воспитания дошкольников

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, учит детей использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, помогает развивать творческую личность.

Опытничество – активный способ изучения природы, так как позволяет изучать явления и объекты окружающей действительности при разнообразных условиях, повторять их при необходимости, расчленять на части, выделять интересующие стороны и явления.

 

Задачи опытно-экспериментальной деятельности:

 

  • Развитие у детей логического мышления, познавательно-психических процессов, речи, мелкой моторики;
  • Формирование элементарных экологических знаний и представлений;
  • Формирование умения осуществлять осознанную деятельность (Как делать? Как я узнаю? Что сделано?);
  • Уточнение, систематизация и углубление знаний о живой природе;
  • Формирование нравственно-волевых качеств;
  • Формирование представления о значимости природы в жизни человека;
  • Воспитание чувства ответственности;
  • Воспитание умения видеть красоту природы;
  • Привитие культуры общения.

Методические рекомендации

по опытно-экспериментальной деятельности:

  • Необходимо создавать нужные условия для проведения опытов;
  • Педагогам важно постоянное самообразование и повышение экологической культуры;
  • Опыт, как основной метод в процессе формирования экологических представлений о неживой природе, необходимо дополнять и сочетать с другими методами: наблюдение; беседы; чтение художественной литературы; музыкальное сопровождение;моделирование; рассматривание;зарисовывание результатов опытов и дневники наблюдений;
  • Сочетать опыты, предложенные разными программами, пособиями для родителей и педагогов, пополнять базу пособий, методик проведения опытов и приводить в систему;
  • При проведении опытнической деятельности необходимо учитывать практическое применение полученных знаний: опыты дома; экономия природных ресурсов; акции по охране природных ресурсов;
  • Проводить работу с родителями: организовывать совместные мероприятия; консультации для закрепления с детьми полученных на занятиях знаний; давать советы, как проводить опыты дома, и т.д.;
  • Контролировать уровень усвоения знаний детьми в беседах, на других занятиях для выявления «пробелов» и планировать индивидуальную работу.