Музыкальное воспитание

В последнее время эти слова - одни из самых непопулярных. Родители считают, что ребенку надо дать те знания, которые пригодятся в жизни. Сейчас в моде целенаправленное образование. Хочешь быть переводчиком - учи языки, юристом - историю. Жизнь заставляет родителей внушать своим чадам мысль о том, что нужная профессия - кратчайший путь к материальному благополучию и что это сейчас самое главное.

И действительно, зачем тратить время на музыкальные экзерсисы, изнурительные как для родителей, так и для маленького маэстро. Но, несмотря на все неудобства, которые доставляет начальный этап обучения детей игре на музыкальных инструментах, предыдущие поколения родителей старались обязательно дать детям музыкальное образование. В музыкальные школы был огромный конкурс, и принимали туда особо одаренных детей.

Так как занятия музыкой требуют не только непрестанного труда и волевых усилий детей, но и несокрушимого родительского терпения, профессионалами из них становились единицы, но учили все-таки всех или почти всех и считали это необходимым. Почему?

Что даёт музыка кроме музыки?

А вы когда-нибудь видели, чтобы ребенок, играющий на каком-либо инструменте, был двоечником? Дети, которые на музыкальных инструментах, обычно грамотнее других.

Ваш мальчик идет в десятый класс математической школы и у него обнаружились блестящие математические способности? Ему некогда больше заниматься игрой на фортепиано? Но перед тем как надолго (но не навсегда!) он закроет крышку рояля, пусть скажет ему спасибо! Без музыки он не стал бы тем, кем стал, потому что это музыка дала ему и образное мышление, и пространственное представление, и привычку к ежедневному кропотливому труду. Ваша девочка вдруг забросила музыкальную школу и начала писать хорошие и глубокие, не по возрасту стихи и сочинения? Скажите, откуда в ней это море эмоций, чувство ритма и образность изложения? Не от старенькой ли учительницы музыки, которая, бесстрастно отбивая такт, суховато приговаривала: «Он здесь тоскует, не барабань, играй пиано, а здесь уже отчаяние форте, фортиссимо! Слушай музыку, слушай, что хотел сказать композитор». Рассказывает учительница музыки: «Я обучаю детей игре на фортепиано. Наша школа - общеобразовательная гимназия, которая имеет музыкальный класс. И вот что я заметила: если школу посещает «высокая» комиссия, в первую очередь ее ведут в класс, где, помимо общеобразовательных предметов, есть музыка. В этом классе и поведение, и успеваемость выше, чем в других классах. Если мы отправляем учеников на математическую или литературную олимпиаду, наибольшее количество учащихся оказывается из музыкального класса. Если это совпадение, то почему я его наблюдаю из года в год?»

Попробуем конкретизировать сказанное выше и объяснить, как игра на музыкальных инструментах помогает в усвоении некоторых предметов.

            

Если бы способность писать без ошибок зависела только от знания правил, то писали бы почти все. При нормальном интеллектуальном развитии у детей часто бывают затруднения в овладении письмом и выражении мыслей из-за причин, не связанных с дефектами зрения, слуха или какими-либо неврологическими нарушениями. Овладению грамотным письмом могут мешать:

  • Нарушение пространственного восприятия.

По статистике 60% школьников имеют довольно расплывчатые представления о таких понятиях, как право, лево, внизу, наверху и пр. Не верите? Пусть определит, стоя напротив вас, где у вас правая рука, а где левая. Не справился? Задумался? Значит, на письме он пишет буквы (и цифры) зеркально, например, «э» вместо «е», или «б» вместо «д», переставляет местами буквы и слоги в слове, слова в предложении и «заезжает» за поля. По этой же причине он пропускает буквы и слоги, пишет слитно слова в предложении, а новое предложение начинает с маленькой буквы.

Ребенок, знающий азы игры на музыкальном инструменте, этих затруднений не испытывает: он твердо усвоил, где правая, где левая рука. Знание подкреплено наглядностью - перед ним стоят ноты, в которых ясно обозначены партии левой и правой руки. В фортепианных нотах, например, верхняя строчка - правая рука, нижняя - левая, а значит в ребенке закреплено и такое понятие, как «верх - низ». Знания об интервалах и последовательности звуков в аккордах дополнят его пространственные понятия, а, следовательно, уберут описанные выше ошибки в письме.

  • Кинетические и динамические нарушения организации движений.

Что это значит? А это значит, что пальчики плохо двигаются сами по себе и плохо переключаются с одного движения на другое, и от этого все внимание наше - на пальчики, и пока мы выводим сложную букву «в» и думаем, как бы вслед за ней не ошибиться в написании не менее сложной «з» и то же в цифрах, школьная программа уходит далеко вперед. Что как не упражнения на музыкальных инструментах, научит двигаться руки и координировать движения пальцев?

  • Несформированность связей между слуховым анализатором и двигательной системой.

Дети не могут правильно воспроизвести на письме услышанную фразу. Если, например, такому ребенку предложить подсчитать количество сделанных ударов в заданной вами ритмической структуре, он подсчитает их правильно, но простучать сам такой же ритм не сможет. Следовательно, он будет писать неправильную букву вместо правильно услышанного звука, не сможет соблюдать правил переноса и опять же будет переставлять местами слоги и пропускать буквы, потому что деление слова на слоги - это деление его на ритмические единицы. Игра на музыкальном инструменте сформирует в ребенке чувство ритма и наладит координацию между слухом и моторикой рук.

Математика и музыка

Пифагор создал свою школу мудрости, положив в ее основу два искусства - музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга.

Пространственное представление, столь необходимое ребенку в овладении письмом, столь же важно и в математике. Из-за его отсутствия дети не могут подписать в столбик цифры при арифметических действиях, правильно понять условие задач, особенно на время, скорость и расстояние, ошибаются в устном арифметическом счете.

При дальнейшем обучении у таких детей обнаруживается неспособность следить за правильной последовательностью выполнения арифметических действий, например, сложение и вычитание производить только после выполнения умножения и деления. А когда наступает время знакомства с геометрией, попытки одолеть ее полностью терпят крах, потому что овладение этим предметом без пространственного представления невозможно.

Кроме того, школьники часто делают математические ошибки из-за того, что не владеют математическими символами: они не могут следить за математическими знаками «+» и «-», путают знак «<» со знаком «>». Музыка помогает преодолеть эти затруднения на самом начальном этапе, так как знание музыкальной символики приучает к владению любыми обозначениями, в том числе и математическими.

Устные предметы и музыка

Музыка учит ребенка не только видеть, но воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Следовательно, она развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое, чувственное и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную. Конспектируя любой материал, ребенок будет его усваивать гораздо лучше, потому что у него налажена моторная память, то есть связь между мышлением и двигательными функциями руки. Вы и сами знаете, что иногда какой-нибудь забытый навык вспоминается больше руками, а не головой.

Кроме того, музыка развивает ассоциативную фантазию, без которой невозможно овладение другими видами искусств. История знает массу людей, талант которых многогранен и способности к одному роду занятий как бы дополняют способности к другому. Леонардо да Винчи был скульптором, художником, архитектором, инженером; пел, преподал пение и был первым, кто изучил природу вокального искусства. Александр Сергеевич Грибоедов, русский писатель и дипломат. Был еще композитором, пианистом и органистом. Михаил Иванович Глинка прекрасно рисовал, Эйнштейн играл на скрипке.

Дети, обучающиеся музыке, обычно обнаруживают способности и тягу к другим видам искусства, потому что, помимо когнитивных способностей, музыка развивает эмоции, улучшает личностные качества.

Музыка и личность

Вы знаете, как много неприятностей в жизни бывает из-за неправильной самооценки, из-за того, что человек оценивает свои возможности или выше, или ниже тех, которые имеет на самом деле. И супервысокое, и негативное представление о себе дают резко отрицательные результаты. А что, как не участие в конкурсах и концертах, даст возможность маленькому человеку посмотреть на себя со стороны и сравнить себя с другими?

Музыка делает человека коммуникабельнее, потому что, исполняя произведение, стремясь передать мысли и чувства композитора, исполнитель учится находить контакт со слушателями, а в разговоре он чувствует нюансы интонации и эмоций собеседника, угадывает тон и темп беседы - он же привык чувствовать мысли и настроение композитора, музыкальное произведение которого он исполняет. Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а, видя и слыша, чувствовать.

А счастье человека как раз и зависит от того, какими глазами он видит окружающее и какие эмоции от увиденного испытывает. Если вы хотите, чтобы мир вашего ребенка был богат и эмоционально насыщен, если вы хотите, чтобы он стал успешным, всесторонне развитым, целеустремленным, а, следовательно, и счастливым человеком, дайте ему эту возможность. Поселите в доме музыку!