Приемы развития фонематического слуха в раннем дошкольном возрасте.

Ничего не мешает взрослым у детей раннего дошкольного возраста развивать фонематический слух. Необходимо начинать работу с самых простых упражнений, направленных на развитие слухового восприятия, цель которых – научить различать неречевые шумы.

 В этой статье для Вас представлен практический материал, который можно использовать самостоятельно для развития фонематического восприятия у детей 2-4 лет в домашних условиях родителям, а так же и воспитателям групп в ДОУ.

Речевые игры

Вариант 1. Взрослый просит детей/ребенка тихо посидеть и прислушаться к окружающим звукам, затем, спрашивает, что они слышали. Например: тиканье часов, свист ветра за окном, грохот машины, крик детей, лай собаки, скрип двери. Если возникают затруднения, взрослому нужно побеседовать с детьми/ребенком, задавая наводящие вопросы.

Что звенит? (Звонок, телефон, колокольчик.)

Что грохочет? (Гром.)

Что гудит? (Сирена.)

Что свистит? (Ветер.)

Что скрипит? (Дверь.)

Что шуршит? (Листья, бумага.)

Что играет? (Радио, пианино.)

Кто лает? (Собака.)

Кто пищит? (Мышонок.)

Кто стрекочет? (Кузнечик.)

Кто каркает? (Ворона.)

Вариант 2. Игра выполняется со звучащими игрушками, различными предметами и музыкальными предметами. Дети сидят на стульях, а взрослый сначала знакомит их с тем, какие звуки издают игрушки, некоторые предметы и музыкальные инструменты, а затем прячет за ширму пустой скан с водой, бумагу, ложки, колокольчик, звучащие игрушки и музыкальные инструменты. Дети должны угадать и назвать, что звучит. Например: журчание воды, шуршание бумаги, звон колокольчика, свист дудочки, стук ложек.

Вариант 3. Игра может выполняться с одним предметом, но с различными действиями, с помощью этой игры не только развивается слуховое восприятие, но и расширяет словарный запас. Взрослый может взять только одну бумагу и делать различные действия за ширмой. Например: шуршать ею, рвать, резать её, мять. А дети должны назвать, что он делает.

Так же можно выполнять действия с чайной ложкой. Взрослый демонстрирует различные звуки: стук чайной ложечкой по стеклянному стакану, фарфоровой чашке, пластмассовой кружке, деревянной плошке. Затем те же звуки повторять за ширмой и в другой последовательности, просит детей определить, по какому предмету он ударяет.

Вариант 4. Этот вариант игры проводится аналогично предыдущему, но с тем усложнением, что взрослый издает сразу два звука. Например, одной чайной ложкой стучит по стеклянному стакану, а другой – по деревянной плошке. Детям предлагает определить, по каким предметам он стучит ложками.

Шумовые яички. Эта игра напоминает «шумовые цилиндры» Монтессори, демонстрационный материал, который можно сделать своими руками. Взрослый насыпает в одинаковые по цвету яйца  от киндер-сюрпризов разные наполнители. Это могут быть: бусинки, скрепки, нарезные картонки, монетки, горох, гречка, манка. Каждый наполнитель должен содержаться в двух яйцах. Ребенок должен найти по звуку такое же яйцо, которое звенит в руках взрослого (или другого ребенка). Можно попросить ребенка назвать, что находится в яйце. При этом для более сложной дифференциации взрослый может наполнить два яйца большим количеством монеток, а два других – меньшим, а в два яйца положить несколько скрепок, а в два других – только по одной. Если ребенок затрудняется в обнаружении одинаковых по содержанию яиц на слух, можно обратить внимание на их вес. Тяжелее то яйцо, в котором больше монет.

Спортсмены. Взрослый предлагает детям заняться спортом. Он произносит звуковой ряд, а дети на каждый звук делают определенное движение. Например: звук [а] – руки в стороны, [у] – руки вперед, [и] – присесть, [э] – подпрыгнуть, [о] – наклониться. Эта игра развивает не только фонематический слух, но и внимательность, быстроту реакций и переключаемость. Можно использовать самостоятельно и на занятиях в виде физкультминуток.

Узнай по голосу. Вариант 1. Выбирается один ребенок, которого поворачивают спиной к другим. Дети по очереди зовут его по имени. ребенок должен угадать, кто его позвал.

Вариант 2. Этот вариант игры проводится аналогично первому, лишь с той разницей, что дети зовут ребенка по имени, изменяя свой голос (делая его высоким или низким, громким или тихим).

Поймай звук. Взрослый произносит набор звуков, а ребенок должен хлопнуть в ладоши на заданный звук. Вариант 1 (упрощенный). Игра проводится  на примере только гласных звуков. Например, взрослый говорит: «А, у, и, у, о, а, э, у, и, у». Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит звук [у]. Также проводится работа со всеми остальными гласными. Желательно, чтобы дети ориентировались на слух, а не артикуляцию звуков. Для этого взрослый должен в момент произнесения звуков чем-нибудь (бумагой, тетрадкой) прикрыть свой рот. Если дети плохо ориентируются на слух, первое время можно помогать. Например, произнеся звук [а], рот широко открыть, звук [у] – губы свернуть «в трубочку».

Вариант 2 (усложненный). Игра проводится на примере согласных звуков. Взрослый произносит согласные звуки, а дети должны хлопнуть на заданный звук.

Ассоциации. Взрослый предлагает детям поиграть в ассоциации, называя всего один признак предмета.

Заяц белый (как что?) – (как снег, мел, полотно).

Шарф красный (как что?) – (как помидор, клубника, малина).

Нос холодный (как что?) – (как снег, лёд, мороженное).

Чай горячий (как что?) – (как утюг, огонь, сковорода).

Торт сладкий (как что?) – (как конфета, торт, шоколад, сон, пирожок).

Желаю Вам успехов в работе с вашими детьми!