Развитие мелкой моторики

    Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Для развития мелкой моторики можно использовать:

  1. Пальчиковые игры

Игра "Моя семья".
Этот пальчик – дедушка,,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
    Вот и вся моя семья!

 (поочередное сгибание пальцев, начиная с большого)

Игра «Дом»

Стол стоит на толстой ножке,

(ребёнок накрывает плоской ладонью вертикально поставленный кулак)

Рядом стульчик у окошка,

(прижимает прямую ладонь к кулаку)

Два бочонка под столом –

(сжимает кулаки)

Вот такой я видел дом.

(ставит руки домиком).

Игра «Капуста»

Тук! Тук! Тук!

Раздаётся в доме стук.

Мы капусту порубили,

(ритмичные движения ребром ладони по столу)

Перетёрли,

(хватающие движения обеими руками),

Посолили,

(тереть указательный и средний пальцы о большой)

И набили плотно в кадку –

(ударять кулаками обеих рук по столу)

Всё теперь у нас в порядке.

(отряхивает руки).\

  1. Графические упражнения:

Задание "Штриховка"
  Нарисуйте контурную картинку, например,  фрукт, либо овощ и дайте ребенку заштриховать картинку прямыми ровными линиями, не выходя за ее контуры.
  Задание "Обведи рисунок"
  Нарисуйте контурную картинку и дайте ребенку обвести рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.

  Задание "Соедини по точкам"
  Нарисуйте контурную картинку пунктирными линиями и дайте ребенку соединить пунктиры (точки) одной сплошной линией, не отрывая карандаш от бумаги.
  Задание "Нарисуй фигуры"
  Нарисуйте две геометрические фигуры, одну большую, другую маленькую  дайте ребенку нарисовать внутри большой фигуры, постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой – постепенно увеличивающиеся фигуры. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится фигур, тем лучше.
  Задание "Нарисуй такую же картинку"
  Нарисуйте любую картинку и дайте ребенку повторить ваш рисунок.
  Задание "Дорисуй картинку"
  Нарисуйте левую половину картинки и дайте ребенку дорисовать правую половину рисунка.

  Задание "Графический диктант"
  Ребенку дается следующая инструкция: "Слушай внимательно и проводи линии под диктовку. Одна клеточка вверх, одна клеточка направо, одна клеточка вниз, одна клеточка направо» и т. д." Узоры могут быть различными.
  Чем еще можно позаниматься с ребенком, чтоб развить ручную умелость?    разминать пальцами пластилин, глину;

  • нанизывать крупные и мелкие пуговицы, шарики на нитку;
  • играть с конструктором, мозаикой, кубиками;
  • играть с песком, водой;
  • резать ножницами (симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок)
  • рисовать различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью)
  1. Игры с прищепками

Цель упражнения - научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к Солнцу, ежику и так далее). Необходимо понимать, что это очень сложное для ребенка задание. Не пытайтесь добиться результата сразу. Для начала возьмите руки ребенка в свои и выполните упражнение в месте с ним.