Речевая готовность ребёнка к школе

Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и включает в себя не только хорошее физическое развитие, достаточный запас знаний, уровень мышления, внимания, памяти, но и владение чистой, благозвучной речью. Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить проблемы, желания совершенствовать речевые навыки зависит, как ребёнок станет говорить.

Существуют особые критерии готовности к школьному обучению, предъявляемые к усвоению ребёнком родного языка:

  • Сформированность звуковой стороны речи (правильное, чёткое произношение);
  • Полное развитие фонематических процессов (умение слышать и дифференцировать фонемы (звуки) родного языка);
  • Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу состава слова;
  • Использование разных способов словообразования (правильное употребление слов с уменьшительно-ласкательным значением, выделение звуковых и смысловых различий между словами; образование прилагательных от существительных);
  • Сформированность грамматического строя речи (использование развёрнутой фразовой речи, работа с предложением).

Наличие отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении школьных программ.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова, и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако, постепенно круг общения ребёнка с окружающим миром расширяется. Отклонения в развитии устной речи создают серьёзные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению.

Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи ребёнка. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше окажется результат. Для того чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе, необходимо:

  • создать условия, благоприятные для речевого развития;
  • проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию и необходимую коррекцию недостатков;
  • не ругать за неправильную речь;
  • ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  • осуществлять позитивный настрой на занятия с педагогами.

Нужно учитывать важность речевого окружения ребёнка. Для того чтобы речь была чёткой, ясной, грамотной, родителям необходимо активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Однако, часто в семье не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

- родители не слышат недостатков произношения своих детей;

- предполагают, что с возрастом недостатки исправятся сами.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребёнок из детского сада поступает в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений, а в тетрадях появляются ошибки. В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребёнку необходимо умело и вовремя помочь.

Благодаря совместной работе педагогов и родителей важно своевременно и качественно преодолеть речевые нарушения, сформировать положительное отношение к учебной деятельность и уверенность в своих возможностях.