«Роль игры в жизни ребенка».

Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что даёт игра ребёнку? Помните, во что играли вы в своём детстве?

Детство – это не только самая счастливая и беззаботная пора в жизни человека, это пора становления будущей личности. Игра является важнейшим условием полноценного развития ребенка, открывая большие возможности для становления целенаправленной деятельности.

Так что же такое игра?

«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».    Сухомлинский В.А.

Игра - доступная и привлекательная для ребенка деятельность, в ходе которой ребенок овладевает назначением предметов и обобщенными действиями с ними.

Игра – это основное и любимое занятие детей. Это их работа! В игре часто «сложное»  становиться  доступным:  дети учатся наблюдать,  сравнивать, обобщать, делать выводы. Становятся внимательными и пытливыми, сообразительными и трудолюбивыми. Игра способствует сохранению душевного равновесия, дает ощущение психологического комфорта, доставляет радость и удовольствие.

Однако чтобы это случилось, вам необходимо помогать  детям  играть, и самим играть вместе с ними. Ребенок в игре ставит перед собой  обычные, вполне реальные цели: сварить суп – накормить куклу, полечить заболевшего зайку, сделать прическу и макияж подруге и т.д. Но реально не может реализовать задуманное. Мы с вами должны научить использовать в играх предметы – заменители, научить совершать действия с воображаемыми предметами ( мешать суп в пустой кастрюле, пить чай из пустой чашки,  брызгать лаком из любой емкости и т.п.)

Вот это сочетание «настоящих»  целей и «ненастоящих»  путей достижения характеризуют игру дошкольников.

В игре также ставится еще одна цель, на которую я хочу обратить внимание. Это общение в игре с другими детьми и взрослыми: обмен информацией, выражение отношения и согласование действий. И здесь главный образец  – это вы ( родитель -  друг-советчик-помощник).

Все что вам нужно - лишь несколько находчивых идей, интересных подручных средств и время, чтобы получить удовольствие вместе со своим ребенком.

Игры нашего детства.
Холодно - горячо.
Самая распространенная и очень интересная игра, когда один участник прячет определенный предмет в доме, а второй его ищет, руководствуясь подсказками. Направлять можно по мере удаления или приближения к объекту, говоря «холодно» или «горячо» соответственно. Задействуйте свои актерские способности, придав словам «прохладно» и «ты не замерз?» нужную интонацию. Еще более интересной станет игра, если спрятать не только сам предмет, но и подсказки. Сначала находится первая подсказка, где может быть рисунок или указатель верного направления, затем вторая и т.д. Попробуйте так же спрятать сюрприз – ребенок будет в восторге!

Крокодил.
Особенно интересно, если участвуют несколько человек. Загадывается слово, а затем разыгрывается пантомима с целью донести до участников его смысл. Одним из вариантов игры является словесное представление загаданного предмета и его применения без прямого указания нужного слова.

Историческое путешествие.
Разместите по квартире разные предметы и дайте им определенные названия. Например, миска – это море, подушка – горы, а большой надувной матрас – пустыня Гоби. Расскажите ребенку историю, где он является главным героем, а затем отправляйтесь в путешествие, проходя дремучие леса в виде ряда стульев и покоряя вершину мягкого Эвереста. В качестве героя-путешественника можно взять машинку или куклу, а также разнообразить игру, нарисовав самую настоящую карту сокровищ с указанием нужного маршрута.

Сделай красоту! 
Выдайте  ребенку различные предметы: пуговицы, ракушки, лоскуты, оберточную бумагу, пенопласт, бусины,  картон, клей, пластилин... Предложите создать из всего этого что-то очень красивое. Не вмешивайтесь в работу: ни советов, ни идей. Помогайте лишь крепить, держать, вырезать, сгибать.

«Игра – генетическая основа, источник, корень всякого творчества, его подготовительная ступень». 

Л.С. Выготский.