Роль отца в современной семье

Стать отцом очень легко.

Быть отцом, напротив, очень трудно.

В.Буш

В настоящее время стереотип мужчины, а следовательно, и отца претерпевает серьёзные изменения. Раньше отец был воплощением власти и инструментальной эффективности, сейчас от мужчин ждут ласки и нежности, мягкой и активной заботы о детях. Как родитель он несёт ответственность за их воспитание. Таким образом, отец в семье даёт определённый образец поведения, служит источником уверенности и авторитета, олицетворением дисциплины и порядка.

Испокон веков роль отца семейства была чётко определена. Механизмы воспитания отлажены, отцовский авторитет незыблем. Достаточно было следовать правилам – и можно засыпать со спокойной мыслью – «Я – хороший отец».

Габриэль Рубен в своей книге «Пора спасать отцов» писала: «Это не я придумала, это недуг нашего общества, от которого страдаем все мы, но в первую очередь – дети. Общество движется в сторону одичания, правосудие не уважают, преподавателей не слушают, на полицейских нападают… Такое отторжение обществом любых форм авторитета – серьёзный симптом. Построение общества начинается с отца: именно он разрешает и запрещает, и он же разрывает первоначальную связь (близкую к слиянию) матери и ребёнка. Но сегодня он утрачивает полномочия «представителя закона», его роль становится туманной».

Решения быть строгими или мягкими современными отцами принимается не за один день, более того, они зависят от многих обстоятельств: возраста ребёнка, его темперамента и от характера самого мужчины. В современном мире приходится придумывать новые правила поведения. Зажатые между моделями поведения «суровый патриарх» и «закадычный друг», современные отцы с трудом находят своё место. Некоторые сомневаются, можно ли давить авторитетом. Мужчины не хотят нести слишком тяжёлый груз ответственности, быть гарантами порядка. Они хотят быть ближе к своим детям, заниматься ими, проявлять свою нежность и привязанность. И ещё они мечтают, чтобы воспитывали, т.е. устанавливали границы и следили за их соблюдением женщины. Так, например, французский психотерапевт П.Гюэр констатирует: «Это правда: мужчина-отец, отступает перед женщиной-матерью. Но женщины сопротивляются этой тенденции и по-прежнему продолжают надеяться на участие своих мужей в воспитании детей».

«В душе у современного мужчины хаос: в глубине души он считает, что его собственный отец был отчасти прав, воспитывая своих детей в строгости и послушании, но не смеет в этом признаться», - писал П.Гюэр.

Решения быть строгими или мягкими современными отцами принимается не за один день, более того, они зависят от многих обстоятельств: возраста ребёнка, его темперамента и от характера самого мужчины. Материнское и отцовское воспитание – их нельзя разделить, как невозможно разделить и само воспитание. И всё-таки испокон веков мать, как естественная воспитательница, вносила в воспитание душевную мягкость, нежность. Отец привносит в воспитание дух мужской твёрдости, принципиальности, чёткой организованности и спартанства, тем самым создаётся гармония. Существуют же понятия: мать – хранительница очага, отец – его защитник. Иначе можно сказать, что муж – это дом, надёжный и крепкий, а жена – всё, что внутри дома: уют, красота, мягкий психологический климат.

С пристрастием В.А. Сухомлинский обращается к родителям: «Какая бы ни была у вас ответственная и сложная творческая работа на производстве, помните, что дома вас ждёт ещё ответственейшая, ещё сложнейшая, ещё тончайшая работа – воспитание человека. Везде вас можно заменить другим работником – от сторожа животноводческой фермы до министра. А настоящего отца не заменит никто».

Немного этимологии: слово «авторитет» происходит от латинского auctoritas– «власть», «гарант», оно появилось на заре римского общества и имело большое значение в семейном быту. И на протяжении веков авторитет подразумевал авторитарность. Отец решал, что хорошо, что плохо: не только потому, что так было принято, но и потому, что он обладал реальной властью, данной законом и государством. В ХХ в., когда всё так изменилось, отцовский авторитет был подорван – раз и навсегда. А главное, уроки истории донесли до человечества основную мысль: власть, сосредоточенная в руках одного человека – это плохо. «Отеческая», авторитарная власть была дискредитирована и в семьях. Выяснилось, что папа не всегда бывает прав, что не всё решает, что у ребёнка тоже могут быть свои права и желания.

Проанализировав и обобщив исследования социологов, психологов, педагогов, выявляются основные причины падения авторитета отца в семье:

- общество не признаёт авторитета отца. Мы постепенно перешли от иерархической модели организации общества к горизонтальной, что привело к неизбежной путанице ролей и потере ориентиров в семье. Теперь никто никому не подчиняется, различия между поколениями размываются;

- профессиональная занятость отца: поздно приходит, работает вахтовым методом (дети видят папу только 4 раза в месяц или во время отпуска);

- мало времени уделяет ребёнку, его проблемам, интересам;

- дети чаще обращаются к матери, нежели к отцу, за советом, помощью, в целях эмоциональной поддержки. Очень часто встречается, что мамы сами не дают папам активно участвовать в воспитании ребёнка. Они им попросту не доверяют;

- неготовность к отцовству. Существует психологическая связь междусформированностью отцовского чувства и уровнем зрелости личности родителя. Основная психологическая трудность «незрелых» отцов (это свойственно и мамам) заключается в неумении извлекать удовольствие, радость от общения с ребёнком;

- финансовая нестабильность. В 1989г. Международная конвенция по правам ребёнка подтвердила право ребёнка воспитываться обоими родителями: нужно, чтобы «предпринимались все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребёнка». В 2002г. Было внесено уточнение, что эта ответственность распространяется на их родителей – независимо от того, женаты они или нет и живут ли вместе. И это важное дополнение: в современном обществе, где институт брака становится всё более зыбким, отдельно оговаривается постоянство и важность родительской пары, её «моральное преимущество» над супружеской, т.е., перефразируя Н.А. Некрасова, супругом можешь ты не быть, но быть родителем обязан! Таким образом, ответственность за воспитание детей должна распределяться более-менее поровну между папами и мамами.

В современном мире иметь авторитет – значит, разрешать или запрещать ребёнку что-то делать, но не потому что «я так сказал!», а потому что так лучше будет ребёнку. Авторитет выражает заботу взрослого, способность не позволять малышу делать всё, что ему взбредёт в голову, ограничивает то, что может вызвать трудности или поставит его в опасное положение. Такой авторитет – знак того, что родители дорожат своим ребёнком и уважают его.

Суть родительского авторитета – быть снисходительным, доброжелательным и надёжным в глазах ребёнка. Снисходительным – потому что родительская задача не запрещать и докучать, а сопровождать ребёнка в его взрослении, открывать ему окружающий мир, развивать всё лучшее в малыше. Надёжным – потому что нужно соблюдать правила и режим, нельзя ежедневно менять, скажем, время сна или прогулки в зависимости от вашего настроения или степени усталости. Когда решаетесь на наказание (пропорциональное поступку, разумеется), то не уступайте. Запретили что-то – держитесь, не поддавайтесь на нытьё и уговоры. Такая тактика позволяет ребёнку научиться предвосхищать события, предвидеть их последствия и знать, чего он может ожидать. Логичные, чёткие установки, предсказуемость его жизни – всё это успокаивает и ободряет ребёнка.

Необходимо, чтобы мужчину уважали в семье, и прежде всего его жена. Ведь её отношение очень сильно влияет на детей. Кроме того, для восстановления авторитета отца надо, не покушаясь на равноправие полов, признать, что роли мужчины и женщины вне семьи, возможно, одинаковы, но внутри семьи – различны. Чтобы спасти отца и мать как символы, нужно разграничить их семейные роли. Вот отправная точка для дальнейших размышлений.

Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что авторитет отца очень важен при воспитании ребёнка, ведь папы испытывают потребность в том, чтобы учить и передавать всё лучшее, чем владеет сам. В соприкосновении с ребёнком созревают истинно мужские черты – потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность. Именно поэтому мамы должны давать право голоса во всех вопросах, касающихся их детей. Папы всё делают правильно, просто иначе, чем мы. Они не хотят занять наше место и играть в маму. Не заставляйте пап подражать вам во всём. Научитесь доверять!

                           Практические рекомендации      

  • Матери следует предоставлять отцу возможности для взаимодействия с ребёнком. Отцы должны занимать активную позицию в его воспитании.
  • Важное место во взаимодействии отца с ребёнком занимает игра. В отличие от матерей, отцы склонны устраивать энергичные, непредсказуемые игры, которые детям особенно нравятся. Матери не следует запрещать подобные игры на том основании, что игра с отцом не похожа на игру с матерью.
  • Отцам больше нравится демонстрировать свои отношения с детьми на людях, в общественных местах. Поэтому полезно организовывать совместные прогулки отца с ребёнком по городу, в парке.
  • Отцы, которые часто общаются со своими детьми, становятся значимыми фигурами в мире ребёнка. Прежде всего, они становятся моделью поведения, которой ребёнок начинает следовать. Чем больше общения и взаимодействия отца с ребёнком, тем лучше для психического развития сына или дочери.
  • Взрослые, заботящиеся о ребёнке, должны стараться удерживать его поведение в определённых рамках. Иногда родители думают, что любой контроль за действиями ребёнка помешает его творческой активности и самостоятельности, и поэтому лишь беспомощно взирают на то, как ребёнок делает всё, что ему заблагорассудится. Другие родители убеждены, что их ребёнок во всём должен вести себя сознательно, как взрослый. Они контролируют и ограничивают его поведение, не предоставляют ему самостоятельности. Любые указания родителей не должны выходить за рамки здравого смысла и обязаны учитывать потребности детей в безопасности, независимости и творческой активности.
  • Следует предъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении, ясно давать понять ребёнку, чего от него ждут, и быть последовательными. Необходимо сосредоточить усилия на поддержке желательного поведения, а не на искоренении нежелательного.
  • Избегайте неоправданного применения силы и угроз для контроля над поведением детей. Их использование формирует у детей аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как недоброжелательность, жестокость и упрямство.
  • Избегайте порицания и запрещения. Недопустимы порицания личности ребёнка, их можно адресовать лишь отдельным его действиям. Так, следует говорить не «ты плохой», а «ты плохо сделал». Прежде чем поругать ребёнка, найдите, за что его похвалить.
  • Хвалите ребёнка за успехи. Если у него что-либо не получается, помогите ему справиться с трудностями, поддержите, дайте почувствовать свою успешность. Не следует хвалить за неуспешные действия. Это может деформировать самооценку.