Художественная литература сопровождает ребёнка с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ним в единстве содержания и художественной формы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. На важность приобщения детей к красоте родного языка, развития культуры речи указывали педагоги-лингвисты Л.С. Выгодский, А.В. Запорожец, Е.И. Тихаева, К.Д. Ушинский. Всё последующее ознакомление с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. Ребёнок проходит длинный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Важнейшие источники развития выразительной детской речи – произведения художественной литературы.

Именно родители во многом определяют круг читательских и зрительских интересов дошкольников, поэтому необходимо расширять представления родителей о детской литературе.В дворянских семьях существовала традиция семейного чтения вслух: вечером все собирались за столом, кто-нибудь читал вслух, затем прочитанное обсуждалось. В некоторых семьях такая традиция сохранилась до сих пор, но, к сожалению, она всё больше уходит в прошлое. По силе эмоционального воздействия такое чтение несравнимо с чтением воспитателя в группе.

Чтение и книга давно и прочно вошли в жизнь дошкольника. Примером этому могут послужить пословицы и поговорки о чтении, книгах:

      -Книги не говорят, да правду сказывают.

      -С книгой поведёшься – ума наберёшься.

      -Хорошая книга – лучший друг.

Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение, обогащает эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка.

Памятка для родителей

  • Наполните день ребёнка потешками, прибаутками, поговорками.
  • Введите обязательный ритуал чтения книг перед каждым тихим часом.
  • Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника, на прогулке или в плохую погоду.
  • Каждый вечер читайте своему ребёнку. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну. Со временем это станет своеобразным ритуалом укладывания спать.
  • Если ребёнок просит почитать, не отказывайте ему. Даже если у вас совсем мало времени, читайте хоть пару страничек в день.
  • Не бойтесь читать детям большие произведения. Хотя бы по главе в день. Такое чтение «с продолжением» развивает память и внимательность, а также поддерживает интерес к чтению. Ведь ребёнку очень хочется узнать, что же произойдёт дальше с главными героями.

Как научить ребёнка беречь книги

  • Не делать в книге пометок, подписей, рисунков.
  • Не читать во время еды.
  • Не загибать листы, пользоваться закладкой.
  • Класть книгу только на читальный стол.
  • Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.
  • Своевременно оказывать «скорую помощь» «заболевшим книгам».

Как обсуждать с ребёнком прочитанную книгу

  • Объясните перед чтением или во время его трудные слова.
  • Спросите, понравилось ли произведение? Чем?
  • Что нового, интересного узнал?
  • Попросите ребёнка рассказать о главном герое, событии рассказа, сказки, стихотворения.
  • Как описана природа?
  • Какие слова и выражения запомнились?
  • Чему научила книга?
  • Предложите ребёнку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Выучите отрывок и разыграйте его, изображая голосом персонажей произведения.

Лёгкость и прочность

Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности. Она лёгкая – у малыша должно хватать сил на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки. Прочность ей обеспечивает обычный или ламинированный картон. Размер книжки не большой, ребёнок должен иметь возможность «играть» с ней самостоятельно.В книге яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей. Печатный текст – только крупный, фразы – чёткие и лаконичные. Если страница представляет собой яркую картинку, текст должен располагаться на светлом фоне.Обратите внимание на наличие гигиенического сертификата (обычно указывается на последней странице или обложке). Ведь дети часто пытаются грызть книгу.

Всему своё время

Самым маленьким нужны книжки для рассматривания предметов, животных, растений и т.п. На странице 80% площади должна занимать картинка. Подписи состоят максимум из двух-трёх слов. Малыш пока не представляет, как обращаться с новой «игрушкой», всё может ограничиться облизыванием и бессмысленным перевёртыванием страничек. Но если вы рассматриваете книжку вместе и при этом проговариваете текст, скоро заметите, что ребёнок легко узнаёт знакомые предметы и даже  пытается по-своему их называть.

Весёлая азбука

Примерно с года (а при желании и раньше) можно начинать читать ребёнку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте ознакомление с весёлыми потешками хорошо сопровождать яркими характерными жестами. Примерно к двум годам, когда у ребёнка появится интерес к буквам, приобретите азбуку. Стоит помнить, что узнавание букв и чтение – разные вещи. Сейчас читаете вы, а ребёнок активно слушает. Не стоит форсировать события. Многим детям нравится книжки-игрушки: всевозможные пищалки, книжки в форме животных, насекомых и т.д. Они привлекательны для ребёнка, но не стоит ими увлекаться. Книги, прежде всего, предназначены для чтения – это ребёнок должен усвоить. Постепенно сводите количество книжек-игрушек к минимуму. Три года – возраст почемучек – оптимальное время для покупки детских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых в них слов не должно превышать 10-15%, иначе книга может показаться ребёнку скучной. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы и при этом учится работать с новой информацией.

Расширяем кругозор

Если у родителей есть желание, начните читать ребёнку с самого рождения. Новорождённый не сможет понять смысла прочитанного, но прекрасно различает интонации, ритм и воспринимает эмоциональное состояние взрослого во время чтения. Так что если мама читает с удовольствием, а не по обязанности, у ребёнка уже на эмоциональном уровне начинает формироваться положительное отношение к чтению.Простейшие книжки можно делать самостоятельно, вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребёнка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что всё, о чём говорится в книгах, относится к реальной жизни, и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще.Если у вас возникают сомнения по поводу содержания книги, не читайте её. Больше доверяйте своей родительской интуиции.

Чем старше ребёнок, тем разнообразнее становится круг его чтения. Задача родителей – постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе. Даже когда ребёнок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребёнка живые представления об описанном, объясняя малышу непонятные моменты и смысл.