Создавайте условия для общения со сверстниками.

  • Формируйте положительное отношение к сверстникам, собственным поведением демонстрируя уважительное отношение ко всем детям. Привлекайте малышей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряйте проявления сочувствия, сопереживания другому ребенку. Организуйте совместные игры, учите координировать свои действия, учитывая желания других детей. Помогайте детям мирно решить конфликт, указывая, им на достоинства друг друга, вводя принцип очередности, переключая внимание на продуктивные формы взаимодействия.
  • Не сравнивайте ребенка со сверстниками при оценке его умений, возможностей, достижений, тем самым умаляя или даже унижая его достоинство либо достоинство сверстника. Можно сравнивать достоинства малыша с его же достижениями на предыдущем этапе, показывая, как он продвинулся, что уже умеет, чему еще научится, создавая перспективного позитивного развития и укрепляя образ себя как развивающейся личности.
  • Взрослым следует подчеркивать индивидуальные различия между детьми. Понимание своего отличия от других, права на отличие, а также признание аналогичных прав другого человека – важный аспект развития социального Я, начинающегося уже в раннем детстве.