Почему нужно приучать ребенка к труду? Посильный труд необходим, потому что он способствует всестороннему развитию ребенка. Труд требует от ребенка физического напряжения и содействует повышению выносливости, укреплению детского организма. Труд всегда связан  с работой мысли, воображения. Выполняя работу, ребенок задумывается над тем, что и как сделать, какие орудия труда и материалы использовать. Работая, ребенок непосредственно знакомится со свойствами предметов, материалов. Систематически выполняя посильны трудовые обязанности, ребенок закрепляет свою волю, у него воспитывается умение доводить дело до конца, настойчивость, ответственность. А эти качества необходимы человеку в любом виде деятельности.

Сам, затрачивая усилия в труде, ребенок начинает с уважением относиться к труду других людей. Посильно участвуя в домашнем труде семьи, ребенок приучается заботиться о родителях, братьях, сестрах, стремится быть полезным окружающим.

Что может и должен делать ребенок пяти-шести лет? Ребенок должен сам раздеваться и одеваться (застегивать пуговицы, шнуровать ботинки), аккуратно складывать и вешать одежду, застилать постель, аккуратно мыть лицо, шею, уши, чистить зубы.

Порядок в игровом уголке должен поддерживать сам ребенок. Внимательно следит за состоянием игрушек: моет игрушки, стирает кукольное белье.

Ребенок участвует в накрывании на стол и уборке состола. Со временем это может стать его обязанностью. Воспитатель предупреждает родителей, что он будет давать детям «на дом» трудовые поручения: постирать кукольное белье, помыть резиновые игрушки, подклеить разорвавшиеся книги, посадить лук и ухаживать за ним и т.п. Задача родителей – помочь ребенку выполнить эти поручения и проверять, чтобы он не забывал о них.

Родители так же  должны поддерживать стремление ребенка  посильно помогать им в домашнем труде – этому учат в детском саду.

Порученная ребенку работа должна быть для него посильной. Чтобы выполнить ее, ребенку придется приложить усилия, но он не должен переутомляться. Лучше прервать работу, когда у ребенка еще есть желание продолжать ее, а после отдыха предложить закончить ее. Большую роль играет оценка взрослыми результатов детского труда. Похвалы заслуживает, прежде всего, старание ребенка, стремление сделать поручение хорошо. Следует не просто сказать «молодец», «хорошо поработал», а конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему еще не совсем удалось. Недопустимо наказывать трудом: «За то, что насорил, теперь сам все будешь убирать». Ребенок должен быть приучен к тому, что, если он что-нибудь разлил или, играя, занимаясь, насорил, он сам должен все убрать.                                                                                      Труд должен быть для ребенка радостью. Труд может быть наградой: «Ты научилась быть аккуратной, - говорит мама дочке. – Теперь я позволю тебе вытирать чашки и блюдца». Труд приносит радость, если ребенок добивается положительного результата, и наоборот, частые неудачи могут вызвать неприязнь к труду. Надо показать ребенку правильные приемы работы, терпеливо учить, подбадривать.