Малыш  любит слушать, когда ему читают, а рассказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить ребенка пересказу?

Часто приходится слышать сетования родителей: «Я спрашиваю, что он сегодня делал в детском саду, что у них было, а он ничего не помнит!» На самом деле ребенок просто не может рассказать о прошедших событиях по нескольким причинам:

  • не понимает, о чем именно стоит рассказать;
  • событий было много, но ничто не вызвало его особого интереса;
  • действительно, не помнит того, что было утром;
  • затрудняется в связном описании прошедшего в связи с недостаточным речевым развитием.

Причина подобных затруднений часто кроется в недостаточно объемном общении с ребенком, ограниченным бытовыми обстоятельствами.

 Очень важно, чтобы малыш в раннем детстве слушал, как читают ему родители, видел разные книги, рассматривал вместе с взрослыми качественные иллюстрации. Дошкольное детство проходит очень быстро. Именно в эту пору важно успеть сделать как можно больше…

Для того чтобы ребенок научился пересказывать, недостаточно просто читать. Важно обсуждать прочитанное, задавая различные вопросы, например: «Тебе понравилась сказка (рассказ)? Почему?» Не каждый прочитанный нами текст должен понравиться ребенку, важно выяснить, почему он понравился или не понравился. Перед чтением знакомой сказки спросите, о ком будем читать, вынуждая, таким образом, ребенка припомнить и перечислить героев. Задавайте вопросы о событиях, обстоятельствах, внешности и т. д., используя самые различные вопросительные слова: где, когда, почему, какой и др. Главное следить, чтобы ваш вопрос подразумевал на первых порах короткий ответ, не ставил ребенка в затруднительную ситуацию, иначе отвечать на последующие вопросы ребенок не захочет. Важно совместно с ребенком рассматривать иллюстрации, это поможет научиться описывать внешность героя, детали, о которых упоминается в сказке ( рассказе).

Большую роль в обучении пересказу имеет расширение глагольного словаря. Обращайте на глаголы особое внимание, составляйте глагольный план. Например, передать содержание сказки  « Курочка  Ряба»  можно так. Снесла, положила, бежала, махнула, разбилось, плачут, говорит. На первых порах  взрослый может произносить глагол, а ребенок, опираясь на иллюстрацию, договаривать, кто действовал. Эффективно совместное чтение, когда взрослый читает, а ребенок договаривает слова, часть предложения, а постепенно и части текста. Используйте для обучения хорошо знакомые короткие сказки, рассказы, которые ребенку нравятся.

Совместно с малышом рассказывайте другим взрослым, где вы побывали, что увидели, провоцируя его самостоятельно сформулировать высказывание, понравилось ему событие или нет, почему. Поиграйте, упоминая то, чего не было. Услышит ли ребенок неточность? Если реакции не последовало, значит, не все увиденное малыш запомнил. Используйте фотографии, видеозаписи и т. д. Пересказ — творческий процесс. Он не должен быть дословным. Учите ребенка привносить в пересказ дополнительные элементы, например описание внешности героя, которого нет в тексте, но есть на иллюстрации. Попробуйте вместе продолжить сказку, придумать другой конец, вставить событие, которого не было. Такие упражнения способствуют не только развитию фантазии, но и разнообразят речевой опыт ребенка, помогают научиться свободно говорить, вычленять из текста отдельные события, явления, кратко или подробно пересказывать услышанное, а в дальнейшем и прочитанное.