Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи.

Система работы

1.Актуальность проблемы.

В настоящее время педагоги дошкольных учреждений   отмечают негативную тенденцию  увеличения количества детей с речевыми нарушениями, поэтому вопрос полноценного развития речи дошкольников   остается актуальным и сегодня. Одной из причин нарушения речевого развития детей является недостаточная координация мелкой моторики.   

Данные мониторинга воспитанников  старшей группы  в 2014-2015г, также показали низкий уровень  сформированности  навыков развития мелкой моторики  и координации движений рук  у 68% детей , именно у    этих детей были выявлены различные  нарушения в речевом развитии.

      Исследователи утверждают, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Огромное значение имеет развитие мелкой моторики руки  ребенка  для  дальнейшего обучения в школе, большинство выпускников детского сада  испытывают  трудности  не с математикой и чтением, а именно с письмом. Анкетирование и индивидуальные беседы  с родителями позволяют мне утверждать, что в семье не всегда уделяется  внимание развитию мелкой моторики пальцев рук ребенка, у родителей недостаточно знаний  и практических умений  по данной теме. 

Проанализировав сложившуюся  ситуацию,   я выделила  ряд проблем:

-воспитатели недостаточно внимания уделяют  подбору оборудования, оформлению игровых и дидактических пособий нацеленных на  развитие моторных навыков, ручной умелости ребенка, дополняя групповое пространство в первую очередь  развивающим, дидактическим   материалом  познавательного характера;  

-не соблюдается  принцип  комплексности  в работе с воспитанниками, который   предусматривает отработку соответствующих  речевых и  двигательных умений и навыков в различных видах деятельности детей;  

-родители  воспитанников не обладают практическими навыками  и умениями  в речевом воспитании детей и развитии ручной умелости и графических навыков.

Актуальность проблемы определяется противоречиями между:  

-недостаточно развитой мелкой моторикой у воспитанников  и необходимостью повышения уровня ее развития как одного из факторов успешного обучения в школе;

-необходимостью овладения воспитанниками ДОУ  конструктивными способами  и средствами взаимодействия  с окружающими и слабой эффективностью традиционных форм и методов коррекционно-педагогической работы по развитию речи и  мелкой моторики, отсутствием  комплексного подхода к решению проблемы.

Указанные выше противоречия  побудили меня  пересмотреть  педагогические подходы к развитию мелкой моторики ребенка, отобрать наиболее эффективные  средства  для формирования  ручной умелости, рационально сочетать  в работе как традиционные, так и инновационные технологии, активно взаимодействовать со  всеми  специалистами дошкольной организации.

2.Цели и задачи педагогической деятельности.

 Я определила цель своей педагогической деятельности: создание оптимальных условий для развития мелкой моторики    и координации движений пальцев  у детей с нарушениями речи.

Для достижения поставленной цели сформулировала следующие задачи:

-разработать план взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения   по проблеме развития мелкой моторики и речи дошкольников, составить цикл совместных интегрированных занятий;

-совершенствовать предметно – развивающую среду в логопедическом пункте и  в общеобразовательных группах для развития мелкой моторики;

-разработать и апробировать систему коррекционных занятий, с использованием различных упражнений и заданий, направленную на коррекцию речи и развитие мелкой моторики у старших дошкольников;

-организовать работу  кружка «Волшебный пластилин» для детей среднего дошкольного возраста с недостаточной  ручной умелостью;

-разработать проект «Рука развивает речь»;

-повысить  педагогическую грамотность   педагогов  и  родителей воспитанников  посредством проведения цикла  семинаров – практикумов по теме «Помогаем ребенку  развить мелкую моторику?»

3.Теоретический анализ психолого–педагогической литературы.

Сегодня мы не можем точно утверждать, известно ли было нашим предкам о влиянии своевременного развития двигательных функций на речевое развитие малышей, но они очень мудро использовали для развития ребенка  небольшие песенки,  попевки, сопровождая их движениями пальцев рук, это хорошо известные «Ладушки»,  «Сорока- Ворона» и другие. В этом проявляется мудрость народной педагогики.

 Мария Монтессори не только подчеркивала связь между развитием тонких движений руки и речью детей, но и предложила ряд практических упражнений в  работе с воспитанниками, многие из которых  я    применяю в  работе с дошкольниками: игры со шнурком, перебор круп, складывание посуды, мелкого материала и т.д.

Методическое пособие М. Кольцовой «Ребенок учится говорить», помогло мне осознать важность  решения проблемы развития мелкой моторики  в коррекции нарушений речи дошкольников: «Сначала начинают развиваться движения пальцев рук. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи»

Использование в педагогическом процесс учебно-методического пособия Т. А. Ткаченко «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи»  позволяет мне разнообразить и    оптимально использовать  физминутки  посредством   «конструирования» из пальцев различных  предметы  и объекты.

   Рекомендации Ирины Лопухиной являются хорошим подспорьем в  практической работе с детьми логопедической группы. Я применяю  в работе  ее упражнения и занятия для развития  общей моторики, такие как: «Театр зверей», «Бытовые сценки», «Игры с мелкими предметами». «Игры с шариками», «Пуговицы», стихотворные тексты из разделов «Речь с движением», «Стихи для развития мелкой моторики».

 Издание Марины Юрьевны Картушиной «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7лет» предлагает  специалистам богатый практический материал, на основе сказочных сюжетов, я частично использую  данный материал   при проведении  занятий по определенной лексической теме. Пособие Ирины Гороховой «Речевая гимнастика для малышей»   является хорошим средством при проведении  коррекционных занятий по звукопроизношению.     

4. Практическая направленность педагогической деятельности.

 Практическую работу по  проблеме развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи я начала с определения основных направлений деятельности:

-организация работы с воспитанниками образовательного учреждения;

-педагогическое просвещение родителей по данной теме;

-повышение профессиональной компетенции педагогов и специалистов детского сада, реализация комплексного подхода в решении  поставленных задач.

Изучив педагогические и методические источники, передовой педа­гогический опыт я сделала вывод, что в дошкольном возрасте у детей должны быть сформированы специфические знания, умения и навыки, позволяющие ребенку успешно обучаться в школе.  

 С детьми, зачисленными   в логопункт, определяю уровень развития мелкой мото­рики, используя методику Н. О. Озерецкого, Н. И. Гуревича, Л. А. Венгера, Н. И. Гуткиной, Н. В. Нищевой.  

Ежегодное обследование воспитанников логопедической группы свидетельствует о недостаточном уровне развития мелкой моторики, так низкий показатель в 2012 году составлял 31%, в 2013г-52%, в 2014г-60%. 

По данным мониторинга я разработала «индивидуальный маршрут» коррекции речевых и психомоторных нарушений, подобрала материал для эффективной коррекции мелкой моторики  и речи.

Решая задачи развития мелкой моторики, я  значительное внимание уделяю созданию  условий в логопедическом кабинете, а так же в общеобразовательных группах (совместно с воспитателями). Предметно - развивающая среда в старших и подготовительных  в группах представлена следующими компонентами: разнообразными мелкими предметами (пуговицы, бусины, камешки, орехи, горох, фасоль и др.); наборами счетных палочек; наборами цветных спичек; пробками от пластиковых бутылок разного цвета; мячами (колючих, каучуковых, рифленых); шариками «Су –Джок»; прищепками бельевыми, разного цвета и размера; трафаретами по лексическим темам; природным материалом для самомассажа (грецкие орехи, сосновые шишки); пластилином;«сухим бассейном» - емкости, наполненные горохом или фасолью, - для самомассажа кистей.

Учитывая ограниченное игровое пространство в логопедическом кабинете, я  разработала  и изготовила    многофункциональные пособия, которые позволяют мне  в игровой  форме решать  коррекционные  задачи.

Многофункционального  дидактического  пособие «Развивающий столик»

 

Цель: является  развитие мелкой моторики, воображения, стимулирование речевой активности воспитанников. 

Данное пособие направлено на решение целого ряда задач:

1.Развивать психические процессы, творческие способности, речь детей, расширять кругозор.

2.Создавать условия для   сотрудничества  и партнёрства педагога с детьми, побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий.

3.Воспитывать усидчивость, уважение к сверстникам, бережное отношение к предметам, с которыми работают. 

Пособие состоит из четырёх зон:

1зона - пластиковая поверхность с контурами различных предметов.

2 зона - поверхность покрытая ковролином.

3 зона –  поверхность, на которой расположена игра «Геоконт».

4 зона - 2 ёмкости: 1-я с  песком, 2-я с водой.

Еще одно многофункциональное пособие «Волшебный коврик», способствует комплексному решению  проблемы речевого развития воспитанников и координации мелких движений рук, развитию воображения дошкольников.  

                                                                          

Настенное панно «Пробковая мозаика»  предполагает  работу с разноцветными пробками, выполнение задания по  словесному указанию и схемам  развивает не только мелкую моторику,пространственное воображение, но и творческие способностей.

Пособие на развитие фонематического слуха "Умный паровозик", способствует развитию мелкой моторики, речи, обогащению словаря.

                                                                         

Пазлы «Части предмета».

Цель: Развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса, развитие речи, мышления, воображения.

  

Работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений. Поэтому мною составлены игровые комплексы, в которые я включила  элементы Су-Джок терапии,   пластилинотерапия, пальчиковая гимнастика, упражнения на релаксацию, физкультурные минутки, игры с разными предметами.

Одним из наиболее эффективных приемов развития мелкой моторики   является массаж кистей рук с использованием шариков «Су-Джок». Например, я предлагаю  детям проговорить слова, и выполнить действия с шариком в соответствии с текстом (пальчиковый массаж). Еще одним интересным приемом Су-Джок терапии я считаю массаж пальцев эластичным кольцом. Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

Использую Су–Джок шары при автоматизации звуков, при совершенствовании лексико-грамматических категорий,  для  развития памяти  и внимания,  при совершенствовании навыков употребления предлогов.  Я назвала  лишь некоторые примеры использования Су -Джок терапии в моей работе. Считаю  неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются в эффективность, абсолютная безопасность. 

Пальчиковые игры хорошо известны в практике любого учителя-логопеда. Я в своей  работе  применяю  пособие  Елены Степановны Анищенковой «Пальчиковая гимнастика»,  подобрала   к каждой лексической теме пальчиковую гимнастику.

На своих занятиях часто использую игры с различными предметами: упражнения с пробками, с бусами, с платочками, с горохом и фасолью,с макаронами, крупой, с прищепками, со счетными палочками.

Применение кинезиологических упражнений также способствует  развитию мелкой моторики, психических процессов, координации движений дошкольников.   В работе я применяю достаточно известные упражнения,  предложенные И.О. Озерецким и Н.И. Гуревич: «Кулак – ладонь – ребро». «Колечко»  «Лезгинка». «Ухо – нос»/

Игры на координацию движений  способствуют не только  развитию тонких движений пальцев, но   и общей моторики. В практической работе с воспитанниками я опираюсь на  методическое пособие «Логопедия. Речь. Ритм. Движение»  Ирины Лопухиной, разработала  рекомендации для специалистов по применению данных  игр в непосредственно образовательной деятельности. Копирование узоров, рисунков работа с трафаретами,  развивает речь, готовит руку ребенку к письму.

Координирует движение  пальцев рук, развивает  глазомер, творческие способности,  воображения  такой прием как  ниткография. Пособие «Развивающий столик» позволяет мне организовать эту работу небольшими группами.

                          

Особенно эффективным приемом развития мелкой моторики, считаю пластилинографию. Применяю лепку на логопедических  занятиях, предлагаю  воспитателям использовать пластилин, тесто как можно чаще, в свободной деятельности. Для повышения уровня развития мелкой моторики, и целью профилактики недоразвития речи  разработала программу и организовала кружок «Волшебный пластилин». 

Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.    Для того, чтобы родители могли оказывать помощь ребенку, они должны  иметь определённый уровень знаний и  практических умений. Свою работу  с родителями  я   начинаю с анкетирования, которое провожу  по темам: «Речевое развитие дошкольников», «Развитие мелкой моторики». В 2014-2015гг данные анкет  по проблеме: «Речевое развитие дошкольников» показали, что 54% родителей  не могут  определить соответствует ли речевое  развитие их ребенка возрастным нормам, не знакомы с возрастными показателями развития речи    на  этапе дошкольного  детства.  На вопрос анкеты: Как вы думаете, от кого зависят результаты логопедических занятий? (только от логопеда, от самого ребёнка, от родителей,  воспитателя) 48%  считают, что своевременное  речевое развитие  детей  завит от  родителей, 32% - от логопеда, 20% от воспитателя. Анкетирование   по теме ««Развитие мелкой моторики» позволило мне  выяснить, что  71% родителей знакомо  с понятием «мелкая моторика», 57% убеждены, что ее развитие необходимо начинать с младенческого возраста. Результаты анкетирования  позволили мне определить наиболее востребованные формы работы с семьей: мастер-классы, индивидуальные занятия, информационные встречи.

  Следующим этапом моей работы с родителями стало составление плана работы,  темы  мероприятий с родителями ориентированы как на расширение теоретических знаний родителей, так и на овладение практическими приемами  развития мелкой  моторики  и речи детей. Одной из наиболее эффективных форм  работы с  семьей является, на мой взгляд,  проведение мастер-классов. Так, например мною был  проведен мастер- класс для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи».  Я познакомила родителей  с Су-Джок терапией,   рассмотрела     некоторые     способы  работы с детьми при нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга, коррекции произношения, развитии лексико-грамматических категорий, совершенствовании навыков пространственной ориентации. На практике родители    обучались массажу Су-Джок шарами, эластичным кольцом,  упражнялись в  массировании  пальцев  и ладони, все эти приемы   не требую длительного времени и доступны для проведения дома.

Для родителей среднего  дошкольного возраста я провела цикл семинаров – практикумов по теме: «Упражнения для развития мелкой моторики   детей  с предметами домашнего обихода». На занятиях я предлагала родителям серию игр с крупами, пуговицами, бумагой, нетрадиционными изобразительными материалами.  С помощью родителей была организована выставка «Домашняя игротека»,  где они   презентовали  любимую игру своего ребенка по развитию речи и координации движений.  

   Я активно участвую в работе семейных клубов: на заседаниях семейного клуба  «Сотрудничество» для родителей детей подготовительной группы провожу открытые занятия по развитию речи, оказываю консультативную помощь семье по вопросам подготовки к обучению в школе, провожу дополнительные занятия в кружке «Будущий первоклассник», составила программу занятий  кружка.  

 На  занятиях клуба « Непоседы»  для родителей детей второй младшей группы  оформила    выставку игр по  развитию мелкой и общей  моторики,  презентацию опыта семейного воспитания по данной проблеме. Очень часто   на  родительских собраниях  и занятиях семейных клубов  использую «Домашнюю   игротеку»  - эта рубрика  расширяет представления родителей  о простых, но интересных, и  полезных  играх для развития мелкой моторики  детей.   

Опираясь  на утверждения исследователей  о том, что мелкую моторику необходимо начинать развивать как можно раньше, я принимаю  участие   в работе семейного клуба «Мамина Школа»:  провожу практические занятия по  обучению пальчиковым играм, логоритмическим упражнениям, информирую о речевых показателях развития  речи детей третьего года жизни. 

  Такая работа с родителями помогает мне подготовить семью к индивидуальной деятельности  с ребенком дома, способствует  установлению  доброжелательных отношений между детским садом и семьей,  закреплению полученных навыков у детей.

Не всегда в моей работе нужны только  групповые формы работы, очень часто мне приходится проводить индивидуальные консультации и беседы с родителями воспитанников логопедической группы, здесь я применяю совместное выполнение домашних заданий,   предоставлю  родителям возможность изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения.

 Я убеждена в том, что включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.

Для качественной коррекционно-развивающей работы и получения положительных результатов важную роль играет взаимодействие учителя-логопеда  и всех субъектов воспитательно-образовательного процесса, в нашем дошкольном учреждении это музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели. Активно воздействуя на ребенка специфическими для каждой дисциплины средствами, педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов,  не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Основная цель такого взаимодействия  создание команды единомышленников   и повышение их профессионального уровня, разработка интегрированных подходов  в коррекции речевых и двигательных нарушений,  организации коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка. Для реализации  комплексного подхода  всех специалистов разработала план взаимодействия учителя – логопеда  со специалистами.  

  Для организации комплексной работы по данной проблеме необходимо, чтобы в группе были созданы оптимальные  условия для самостоятельной деятельности.   С этой целью, в каждой группе  совместно с воспитателями  я  организовала  центры сенсомоторного развития. Использовали в оформлении  сенсомоторных  центров  простые  и доступные  предметы. Для того чтобы дети применяли эти предметы по назначению провела для воспитателей практические  занятия из цикла « Для  чего и зачем». Для оказания помощи воспитателям составила   картотеку пальчиковой гимнастики и упражнений, игр на развитие ручной умелости, на координацию речи с движением для детей среднего и старшего дошкольного возраста.  

По  моей инициативе совместно с воспитателями перовой  младшей группы разработали и оформили многофункциональное игровое пособие «Чудесная ширма», которое позволяет воспитателям  в игровой форме, ненавязчиво развивать речь и моторику  детей третьего года жизни.

На методическом объединении учителей – логопедов, на городском фестивале педагогических идей, а также  слушателям областных курсов повышения квалификации многофункциональные  игровые   пособия «Развивающий столик»,«Волшебный коврик».  

Я руковожу работой творческой группы по внедрению в образовательный процесс  технологий интегрированного  обучения. Совместно со   специалистами детского сада   составила  и провела цикл  интегрированных занятий,  одна из задач которых -  развитие мелкой моторики.  Совместно со специалистами дошкольного учреждения  разработали методическое пособие «Три планеты здоровья»,  куда вошли конспепкты  интегрированных мероприятий с воспитаннакми с включением  здоровьесберегающих технологий.  Совместно  с музыкальным  руководителем   работала  над правильным речевым дыханием,   развитием мелкой моторики рук,  воспитанием музыкального ритма,  обогащением активного словаря дошкольников. В совместной деятельности с инструктором по  физической культуре обучаем детей   ориентировке в пространстве, что благоприятно влияет на формирование  речевых функций у детей, развиваем внимание, координацию движений. Мое   взаимодействие  со специалистами  осуществляется и в разных  формах работы: консультации – практикумы  с использованием ИКТ, на тему: «Взаимодействие  логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающем процессе», «Требования к речи воспитателя»; семинар-практикум; «Развивая руку - развиваем мозг», «Интонационная выразительность речи», дискуссии. Разработала серию компьютерных игр для использования воспитателями в непосредственно образовательной деятельности, презентации к  лексическим темам «Времена года».   На логопедических  занятиях наряду с артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастикой, физминутками применяю  здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз, упражнения для формирования правильной осанки, самомассаж и т.д. В конце года специалисты убедились, что применение комплексного подхода в работе логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре способствовало улучшению: общей и мелкой моторики, произношении звуков и их дифференциации, улучшению  фонематического слуха.  Благодаря ритмическому и музыкальному сопровождению дошкольники стали воспринимать многие логопедические упражнения,  как веселую игру. Значительно снизилась утомляемость детей на логопедическом занятии. Заметна положительная динамика в развитии познавательных психических процессов, улучшилось внимание, зрительный и слуховой виды памяти. 

Опыт работы по развитию мелкой  моторики ребенка   я неоднократно представляла коллегам  дошкольного учреждения, города. Участвую в работе городского  методического объединения, так в 2013-2014 году  представляла коллегам  опыт работы  по теме «Диагностика стертой формы дизартрии»,  презентация опыта работы   по теме «Стертая форма дизартрии, диагностика», сформировала и представила коллегам  папку с карточками – заданиями, шаблон-таблицу для фиксирования результатов  логопедического обследования детей со стертой формой дизартрии.

Систематическая работа по развитию  мелкой  моторики позволила  мне  достигнуть положительных результатов. К концу года все дети научились ориентироваться на листе бумаги и в пространстве, усовершенствовались их умения действовать по словесным инструкциям и самоконтроль. Значительно повысился уровень произвольного внимания, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление. Улучшились память и речь. Дети к концу учебного года успешно прошли диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.  Совместными усилиями педагогов, специалистов и родителей удалось добиться положительной динамики.  

Вывод:   что целенаправленная, систематическая   работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с  нарушениями речи во взаимодействии с родителями, воспитателями  и специалистами способствует снятию умственной усталости, напряжения, улучшению произношения   звуков, а значит, развивает речь ребенка.

1.Диагностические данные  подтверждают эффективность  работы с воспитанниками по развитию мелкой моторики руки.

2.Разработана программа кружка «Волшебный пластилин»  

3.Проект «Рука – развивает речь»  

4.Разработаны планы взаимодействия  со специалистами дошкольного учреждения.

5.Составлена картотека  игр на развитие мелкой моторики.

6.Оформлены многофункциональные игровые пособия  

7.Подобраны диагностические методики для обследования  мелкой моторики и речи.

8.Составлена программа дополнительного образования "Будущий первоклассник"

 

 

Эссе  https://youtu.be/-OqXdqiEBGo

"Я - педагог"  

Вечер  синим светом тихо льется в окно, бросая тень на спящую луну. Я тоже закрываю глаза, но мысли упрямо возвращаются назад, в такой огромный,  полный разнообразных событий, бесконечно красивый трудовой день педагога.

Вот мои малыши играют в песочнице. Лиза – белокурая  крепышка притихла и  сосредоточенно собирает песок в кучу – «Это будет дворец!» Неторопливый Вова приносит веточки и втыкает их в песок, создает парк. Но вот бежит Миша, размахивая прутиком, он разрушает дворец и парк.

 Какие же они разные!

Один спокойный, другой шумный, третий плаксивый. И речь у них тоже  разная – один торопится рассказать обо всем, другой промолчит,  даже когда его спрашиваешь, один говорит  чисто с пеленок, у другого три звука не  хотят  выговариваться, а третий заикается.  Каждому  ребенку нужно протянуть руку помощи,  принять его таким, какой он есть, и я могу, умею и хочу помочь им.

Я люблю детей за их естественность и открытость,  искренность и непосредственность.  Я благодарна судьбе за этот, выбранный именно для меня,  путь.  Помогая детям преодолеть имеющиеся речевые нарушения, открываю им неограниченные возможности общения в быстро меняющемся мире. И только ощущение детьми присутствия любви вокруг них позволит им продлить эти прекрасные минуты детства, где каждый ребенок своеобразный герой, мир которого  наполнен своими переживаниями и перспективами.

Вопрос в том, с чего начать? Да, Да, с себя! Ведь в наше непростое время, где есть место злу, насилию умеющий педагог должен мгновенно создать атмосферу радости, придать миру детей яркую эмоциональную насыщенную окраску. Не менее важная задача,  возложенная на меня, как педагога-логопеда научить ребенка говорить, слушать и  воспроизводить. Ведь не секрет, что ни один предмет школьного обучения не доставляет столько беспокойства, сколько русский язык, а особенно - грамотное письмо. Помогая малышам изучать фонетику языка по слуху, по движению губ, языка мною овладевает гордость ведь именно мне выпала миссия помочь маленьким неумейкам стать «языковых дел мастерами».

 Размышляя о том, что нужно сделать для того, чтобы пробудить у ребят интерес к родному языку, прихожу к выводу, что нужны не только  методы и приемы для активного усвоения детьми знаний, но и приятно удивлять малышей. Все это предполагает  умение педагога сбросить с себя «нажитую» взрослость  и играть с детьми, используя их познавательную энергию, давая возможность открытому проявлению чувств и выражению мыслей.

Делаю вывод – педагог должен быть «необыкновенным», т. е. обладать талантом и рассказчика, и организатора, и актера и все эти достоинства собраны  в одном человеке.  Да, умение понимать детей,  отдавать им лучшее и необходимое, что есть в нашем мире - требует много затрат, как интеллектуальных так и эмоциональных. но никогда и не при каких обстоятельствах я не откажусь от свой профессии, я педагог и этим все сказано!   

 Начинается новый учебный год. Он будет беспокойный, тревожный, трудный, но такой благодатный! Я буду помогать детям терпеливо, шаг за шагом приближаться к цели и у нас с ними  все получится. Этот путь долог и труден, но обязательно завершается успехом. Они уверенно пойдут дальше по жизни с любовью к своей родине! Ведь как сказал Паустовский К.Г.  «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».