Конспект логопедического занятия

по формированию связной речи дошкольников для детей с общим недоразвитием речи III уровня

 

Тема: «Лето»

Цель: Обогащать и активизировать словарь детей по  теме «Лето»

Задачи:

       Образовательная:

         -  Продолжать учить детей отвечать на вопросы полными  предложениями.

          -  Продолжать формировать элементарные представления о сезонных изменениях в природе.

           - Познакомить с основными признаками лета (жарко, теплые дожди, много насекомых и птичек, зеленые растения), летними забавами.

        Развивающая:

    -  Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового о природе родного края.

     Воспитательная:

           -  Воспитывать чувство симпатии.

            -   Воспитывать доброжелательные отношения между детьми при выполнении коллективной работы.

Ход занятия

I Организационный этап

Загадки:

Долгожданная пора!

Детвора кричит: Ура!

 Что ж за радость это?

 Наступило (Лето) …

 

Зелёное, жёлтое, красное,

 Самое в году прекрасное!

Босоногое, щедрое, жаркое,

Дачное, пляжное, яркое!  (Лето)


II. Коррекционно-развивающий этап

Сегодня мы с вами поговорим о самом ярком времени года - лето. Обратите внимание на летние картины и подумайте, какое бывает лето.

- На дворе лето, а как же называются летние месяцы? (Июнь, Июль, Август.)

- Какие изменения происходят в природе летом? (светит солнце, листья зеленеют, вода теплеет, дождь)

- Лето (какое?) - (теплое, яркое, жаркое,).

- А что можно делать только летом? (Купаться.)

 

Пока мы с вами беседовали, на улице пошел дождь, и к нам прилетели настоящие капельки. Посмотрите, какие они.

Логопед раздает каждому ребенку капельку на ниточке.

Давайте заставим наши капельки  кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на капельки.

Игра «Скажи наоборот»

 

Лето бывает теплое, а бывает …(холодное)

День бывает дождливый, а бывает … (солнечный).

Небо бывает ясное, а бывает… (хмурое).

Трава бывает мокрая, а бывает … (сухая).

В дождь настроение грустное, а в солнечную погоду … (веселое).

III. Закрепляющий этап

Дети выбирают карточки-подсказки и составляют по каждой из них предложения, а затем с помощью логопеда объединяют их в рассказ.

Вариант задания:

На столе раскладываются белый лист бумаги и карточки с картинками про лето. Раскладывают на лист бумаги. По мере выполнения действий составляются предложения, которые затем соединяются в рассказ. Рассказ можно воспроизвести по цепочке или выборочно.

IV. Итоговый этап.

Вспомните, о чём мы говорили на занятии?

Что мы делали на занятии?

Что понравилось?

 

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему:

«Автоматизация звука Ч»

Цель: автоматизировать правильное произношение звука [Ч] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звука [Ч].
Учить чётко произносить звук [Ч] в слогах, словах и предложениях.
Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Коррекционно-развивающие:

Развивать фонематическое восприятие.
Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
Продолжать развивать память, мышление, внимание.

Коррекционно-воспитательные:

Прививать чувство уважения к русскому языку.
Поддерживать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: игрушка паровозик: вертушка «цветок», картинка черепаха, звуковой лабиринт, зеркало, камешки марблс, фишки-звездочки, мяч, картинки со звуком ч.

 

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед. Посмотри, к нам сегодня в гости приехал паровоз.

 

Помоги паровозику доехать до вокзала. Проведи пальчиком по рельсам, четко произнося: Ч-Ч-Ч.

Упражнение «Паровозик».

[Картинки по запросу комарова автоматизация звуков ч щ]

2. Упражнения для выработки воздушной струи.

Подуть на цветок (тренажер).

3. Сообщение цели занятия.

Какой звук ты слышал? Как едет паровозик?

Ребенок: ч-ч-ч

Логопед: Сегодня паровозик будет помогать тебе произносить этот звук.

4. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы правильно и красиво произносить этот звук, давай выполним гимнастику для языка.

«Хоботок» (вытягивание губ вперёд трубочкой).
«Хоботок»-«Заборчик» (чередование упражнений).
«Чашечка» (открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять: получится чашечка.)
 «Лошадка» («поцокать» языком).
«Вкусное варенье» (широким языком облизать губы).
«Почистим зубки» (упражнение выполняется при закрытом рте, круговое движение языка между губами и зубами).
«Качели» (языком потянуться к носу, затем к подбородку).
«Часики» (при широко открытом рте языком тянуться к уголкам рта).

5. Упражнение на развитие фонематического слуха.

Игра «Хлопни на звук –ч»

Логопед проговаривает слов, а ребенок, услышав звук – Ч хлопает в ладоши.

Черепаха, сыр, ключ, рак, мыло, чашка, бочка, жук, лес, кузнечик, книжка, врач.

6. Автоматизация звука в слогах.

а) повтори слог - ча столько раз, сколько я хлопну в ладоши;

б) повтори слог - уч столько раз, сколько я топну ногой;

в) повтори слог –  очо столько раз, сколько я выложу звездочек;

7. Игра «Лабиринт».

Закрепление произношения звука [ч] в словах.

Ребенок, четко произнося звук [ч], называет в заданном порядке представленные на странице картинки, перемещая по ним игрушку паровозик. Если слово называется ребенком неправильно, то следующий ход делать нельзя до тех пор, пока слово не будет названо верно.