НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Нейропсихологические игры и упражнения очень важны в работе с детьми дошкольного возраста как в детском саду, так и дома.

Нейропсихология  - это наука, изучающая психические процессы, происходящие в головном мозге.

Нейропсихологические упражнения-это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при  таких видах нарушений:СДВГ (гиперактивность, синдром дефицит внимания); недоразвитие речи; ЗПР (задержка психического и психоречевого развития); аутизм; ОВЗ (ограниченные возможности развития);  минимальные функции мозга; недоразвитость тела; умственные и эмоциональные нарушения.

Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических упражнений - игр имеет как немедленный, так и накапливающий эффект, способствующий -

1.повышению умственной работоспособности,  

2.оптимизации интеллектуальных процессов,

3.активизации его энергетического потенциала.

4.развитию памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;

5.работе над гармоничным взаимодействием полушарий;

6.активизации речи;

7.работе над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т.д.

Каким детям необходима нейрогимнастика:

если ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный;

заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения; есть синдром дефицита внимания; постоянно путает «лево» и «право»,  сезоны, жалуется на память; плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения; быстро переключается с одного действия на другое; присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т.д.); быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт;есть проблемы с речью разной сложности; наблюдается слабая познавательная деятельность; плохо развита мелкая и общая моторика и т.д

Виды игр и упражнений:

Дыхательные упражнения.

Глазодвигательные упражнения.

Двигательные упражнения и растяжки. 

Упражнения на развитие познавательных навыков.

Артикуляционные упражнения.

Картотека данных игр есть в логопедическом кабинете.

 

                 Воспитание ребёнка начинается с самого рождения. С этого же момента и даже раньше его должна окружать и родительская любовь. Но родители зачастую даже не представляют какая в ней заключена огромная, могучая и действенная сила, особенно в первые семь лет жизни ребёнка.

Важнейшая задача в процессе воспитания и обучения заключается в сотрудничестве семьи и детского сада. В этом союзе необходимо правильно определить роли каждого участника образовательного процесса и с наибольшей эффективностью использовать их возможности. Огромное значение в работе логопеда с родителями имеет заранее продуманные и чётко организованные системы взаимодействия.

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей.

Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если логопед и родители станут действовать согласованно:

Для чего и зачем необходим логопедический пункт в детском саду?

           Ещё ребёнок не появился на свет, а его речь уже постепенно начинает развиваться. При рождении этот процесс резко ускоряется. Задолго до появления первого слова происходит становление всей речевой системы. И главная роль в развитии речи, в первую очередь, принадлежит родителям. Очень важно вовремя заметить отставание и нарушения в развитии речи. 

            Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словарного запаса ребёнка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка в целом.

         Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности. Речь - это путь к общению, новым впечатлениям и жизненному опыту, путь к расширению представлений об окружающем его мире.

        Итак, возвращаюсь к вопросу, поставленному в начале: для чего и зачем нужен учитель - логопед в детском саду?

Для чего? Обследовать воспитанников дошкольного образовательного учреждения для выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи.

Зачем? Организовать своевременную логопедическую помощь для предупреждения и преодоления специфических ошибок в устной и письменной речи. Ведь известно, чем раньше начнётся коррекционная помощь, тем она эффективнее.

Занятия проводит: детский специалист, учитель-логопед 

Логопед ведет работу по следующим направлениям:

 

- общее коррекционное развитие;

- развитие подвижности артикуляционного аппарата;

- постановка звуков;

- дыхательная гимнастика;

- развитие мелкой моторики пальцев рук у детей;

- работа над связной речью;

- устранение аграмматизмов в речи;

- своевременное предупреждение различных нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного возраста;

- развитие слухового внимания детей.

Основная форма организации работы с детьми - индивидуальные и подгрупповые занятия.

 

     Продолжительность занятия 15-20 мин. (время предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами») Периодичность индивидуальных занятий зависит от характера нарушений речевого развития. Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от индивидуальных особенностей детей и составляет, как правило, 6 месяцев-с детьми, имеющими фонетические и фонематические нарушения речи, и 12 месяцев- с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи.

 

    Для организации деятельности логопедического пункта имеется оснащенный кабинет, в котором имеются соответствующая возрасту детей мебель, настенные и индивидуальные зеркала, логопедические зонды и шпатели, настольные игры, игрушки, конструкторы, учебно-методические пособия.

Логопед проводит обследования:

Тестирование на соответствие речевого развития физиологическому возрасту ребенка.

Тестирование на готовность ребенка к школе.

Контрольные тесты на определение развития мелкой моторики.

Диагностические игровые тесты.

Проверка речевого слуха (консультация при необходимости).