Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение Центр развития ребенка -детский сад №14 г.Зея

 

 

 

ОПЫТ РАБОТЫ    

ПО ВНЕДРЕНИЮ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПРОТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» В МУНИЦИПАЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ АВТОНОМНОМ УЧРЕЖДЕНИИ –ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –ДЕТСКИЙ САД №14 г. ЗЕЯ.

 

Введение

Проблема физического развития подрастающего поколения одна из самых актуальных в современном обществе. В последние годы в Российской Федерации отмечается положительная тенденция в развитии физической культуры и спорта, растет количество молодежи, у которой стало нормой вести активный, здоровый образ жизни. Одним из факторов позитивных изменений является возрождение комплекса ГТО в образовательных организациях.  Но, если в школах этот процесс идет активно, то в дошкольных учреждениях заметных сдвигов в данном вопросе не отмечается. Хотя именно в дошкольном детстве закладываются основы физического развития, двигательных умений ребенка, этот период можно по праву считать фундаментом для приобщения   воспитанников к здоровому образу жизни.  Я как инструктор по физической культуре пытаюсь найти  ответы на вопросы: Как мотивировать воспитанников и их родителей к занятиям спортом? Как  привить навыки здорового образа жизни?

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО   может дать ответы   на поставленные вопросы, поможет успешно решать   задачи физического развития, так как структура комплекса включает   первую ступень   испытаний и нормативы их выполнения для детей 6-8лет, значит, воспитанники подготовительных групп могут стать равноправными участниками ГТО. Поэтому, реализуя идею здоровьесберегающего обучения, я определила цель своей педагогической деятельности  в данном направлении: создание условий для подготовки воспитанников  к выполнению нормативов первой ступени Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, приобщение к  систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Для реализации цели   сформулировала  следующие задачи:  

-Разработать дорожную карту внедрения ВФСК ГТО в дошкольном образовательном учреждении;

-Организовать в детском саду работу   по подготовке  детей старшего дошкольного возраста к выполнению нормативов первой ступени ВФСК ГТО;

-Создать оптимальные условия для мотивации всех субъектов образовательного процесса (родителей, детей, педагогов и специалистов) к выполнению    первой ступени норм ГТО в ДОУ;

-Формировать у детей старшего   дошкольного возраста первоначальные представления о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне», стимулировать к занятиям в спортивных секциях города;

-Принять участие в выполнении нормативов первой ступени Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса на этапе завершения дошкольного образования;

-Составить   программу дополнительного образования   по подготовке дошкольников   к выполнению нормативов ВФСК ГТО;     

Теоретическое обоснование опыта работы

  Анализ существующих в настоящее время в дошкольном образовании программ, методических пособий и рекомендаций свидетельствует о неоднородности взглядов  авторов  на  решение проблемы  формирования основ здорового  образа  жизни ребенка - дошкольника, приобщения их  к спорту.

Программа Веры Григорьевны Алямовской  «Как воспитать здорового ребенка» рекомендует  осуществлять  эту работу по следующим направлениям: привитие стойких культурно-гигиенических навыков; развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов; обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи; формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма. Она предлагает специалистам дошкольных учреждений рекомендации по     проведению мероприятий по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни. 

Марина Юрьевна Картушина   автор    программы   «Зеленый огонек здоровья», предлагает мотивировать детей к здоровому образу жизни посредством    синтеза  различных видов деятельности: « Интегрированные занятия хорошо вписываются в учебную  и оздоровительную работу любой современной программы по воспитанию дошкольников, так как они построены в соответствии с современными подходами к воспитанию детей дошкольного возраста и направлены на формирование поведенческих навыков  здорового образа жизни».( М.Ю.Картушина «Зеленый огонек здоровья»,Санкт –Петербург «Детство-Пресс»,2009г,с.6)

Современные подходы к формированию потребности в здоровом образе жизни, двигательной активности у дошкольников предлагают Н.Дик  и Е. В. Жердева в своем методическом пособии «Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья дошкольников». В работе  дано описание нетрадиционных физкультурно – оздоровительных мероприятий со схемами – рисунками к каждому занятию по программе Н.Н.Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего  школьного возраста».

  В программу Валентины Николаевны Зимониной  «Росинка»  включен раздел «Расту здоровым».   Автор ставит перед педагогами задачу  не только обеспечить необходимый уровень знаний детей по теме, но и воспитать у   младших дошкольников  желание быть здоровым, а  у старших-сформировать потребность  в здоровом образе жизни: «Актуальность программы обусловлена необходимостью создания эффективной здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольных учреждениях разного вида, которая позволит своевременно преодолеть нарушения  в состоянии здоровья и развитии ребенка» (В.Н.Зимонина. «Воспитание ребенка –дошкольника. Расту здоровым», Москва «Владос»,2004г. с 7) 

 М. Д. Маханева в своей   работе «С физкультурой дружить - здоровым быть!» утверждает следующее «…в центре работы по полноценному физическому развитию и  укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых семья и условия ее проживания; во–вторых, образовательное  учреждение, т.е. «вторая семья», где ребенок проводит большую часть своего «активного времени» (М.Д. Маханева «С физкультурой дружить-здоровым быть!» ТЦ «Сфера»,2009г, с.4)

Изучение     нормативных  документов  и рекомендаций по   внедрению  ВФСК ГТО в    дошкольных образовательных организациях,   знакомство  с педагогическим опытом  коллег других регионов в социальных сетях, анализ методических   рекомендаций Моисеевой Е.Н. и Пономаревой С.И. «Особенности внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в практику работы  дошкольных учреждений»  позволили мне   определить   основные   этапы    по  внедрению и реализации комплекса ВФСК ГТО   детском саду.   

Практическая работа  внедрению   ВФСК ГТО в МДОАУ ЦРР №14.

Работа     проходила в два этапа: первый - организационный   в 2017 году  и  второй -  практический   в  2018 году.     

Свою работу   начала с составления программы дополнительного образования  по подготовке дошкольников   к  выполнению нормативов  ВФСК ГТО. Основное назначение программы - обогащение содержания двигательной деятельности   за счет обучения детей выполнению физических упражнений в соответствии с требованиями комплекса ГТО, формирование  двигательных умений и навыков. Учебный план программы охватывает детей старшего дошкольного возраста   и реализуется    через специальные   занятия,  1 раз в неделю. Третье физкультурное занятие с воспитанниками старшего дошкольного возраста ориентировано на подготовку детей к выполнению испытаний   комплекса ГТО, воспитанию у детей правильного отношения к своему здоровью. Работа   с воспитанниками строится на основе анализа их   здоровья и физического развития детей.  В структуру физкультурных занятий  регулярно включаю беседы и презентации о здоровом образе жизни,  спортивные игры, эстафеты, викторины и т.д.  

В практической работе по подготовке дошкольников к сдаче нормативов ВФСК ГТО я выделила несколько блоков.

1 блок. Организация и проведения мероприятий спортивной и физкультурно-оздоровительной направленности с родителями и социальными партнерами.

Данный блок ориентирован на повышение интереса детей к спорту, вариант  пропаганду привлекательности спорта и здорового образа жизни.   

 Чтобы привлечь наибольшее  количество воспитанников  к участию в  сдаче норм ВФСК  ГТО,   вызвать интерес родителей к данной  теме и   мотивировать  их к совместной работе по физическому развитию детей,  я подбираю такие формы работы, чтобы они заинтересовали всех участников образовательного процесса. В целях просветительской деятельности,  привлечения детей к систематическим занятиям физкультурой и спортом  ежегодно  провожу   благотворительную акцию   «Мы выбираем здоровый образ жизни». В акции принимают участие   дети    всех возрастных групп и их родители, часть средств от покупки гелевых  шаров   используется   на приобретение витаминных сборов  для воспитанников дошкольного учреждения.   Для пропаганды здорового образа жизни, совместно с обучающимися МБОУ СОШ №4 провожу акцию  «Здоровье на колесах».   В программу акции   включаю: выступление агитбригады родителей, флешмоб, заезды на велосипедах, роликах, самокатах .      

Масштабным образовательным событием в 2018 году  стал спортивный парад дошкольников, который прошел в  МБОУ СОШ №4 в   поддержку наших спортсменов в преддверии  Олимпиады 2018 года  и подготовки воспитанников к   муниципальному Фестивалю по выполнению испытаний ВФСК ГТО. Цель данного мероприятия: пропаганда здорового образа жизни через массовое приобщение детей дошкольного возраста к физической культуре и спорту, создание условий для сопричастности детей к важнейшим события страны. На спортивный парад были приглашены тренеры детско-юношеской спортивной школы, юные гимнасты и спортсмены секции киокусинкай.   В   спортивно-массовом мероприятии принимали участие дети спортивных групп. Они демонстрировали родителям, тренерам, педагогам, гостям свои умения в построении, перестроении, фигурной маршировке, выполняли физические упражнения совместно с тренером и ребятами, посещающими спортивные секции города.     

Важное   значение в пропаганде здорового образа жизни   придаю наглядным средствам. Особой формой наглядной пропаганды здоровьесбережения детей   является газета «Неболейка».  Чтобы газета привлекала   внимание родителей, была востребована и читаема, подбираю  интересный  и  важный  материал, обязательно включаю  фоторепортаж  о  событиях,  происходящих в  дошкольном учреждении, освещаю положительный опыт семьи  по воспитанию здорового ребенка и размещаю его на  страницах газеты.    

Одним из показателей результативности моей работы как инструктора по физической культуре, считаю привлечение большего числа воспитанников к занятиям в спортивных секциях города. В целях просветительской деятельности популяризации физкультуры и спорта, привлечения детей к систематическим занятиям физическими упражнениями, я ежегодно провожу тематическое мероприятие  «День со спортсменом». В этот день дети посещают    спортивный    комплекс города, присутствуют  на  тренировке юных спортсменов.  В дошкольном учреждении  проходят встречи со спортсменами нашего города. Воспитанники подготовительных групп   знакомятся   с тренерами   по художественной гимнастике,  по карате киокусинкай, рассматривают награды, кубки, медали и под их руководством   выполняют  комплекс   упражнений.

  Я постоянно совершенствую формы работы, широко используя нетрадиционные подходы к организации физкультурно-спортивных мероприятий.  В 2018-2019 году впервые провела физкультурный праздник «Спортсмен года 2018».  В празднике принимали участие воспитанники подготовительных групп, которые по результатам мониторинга показали лучшие результаты в беге, метании, прыжках, силовых упражнениях. Ребята  в  игре выполняли задания, включенные в тестовые испытания  ВФСК ГТО. По результатам соревнований были определены победители в номинациях, а самое почетное звание «Спортсмен года 2018» удостоился воспитанник, показавший лучшие результаты по всем испытаниям.  

 В нашем дошкольном учреждении реализуется проект по организации детских творческих объединений, одним из направлений которого является работа по пропаганде спорта и физической культуры, популяризации здорового  образа жизни, средствами театрализованной деятельности. Агитбригада - особая форма агитационного театрализованного представление, которая не только формирует у дошкольников ценностное отношение к здоровью, но развивает музыкальные и творческие способности воспитанников. Дошкольниками старшей и подготовительной групп   были подготовлены  выступления  агитбригады  «Олимпики» по темам: «Режим дня-залог здоровья!», «Физкультура! Спорт! Здоровье!». Представления были показаны воспитанникам дошкольного образовательного учреждения и их родителям. В течение короткого театрального представления    участники агитбригады продемонстрировали зрителям важность режима дня, закаливания, занятий спортом для укрепления своего здоровья.  Видеоролик с постановкой агитбригады «Физкультура! Спорт! Здоровье!» был представлен на муниципальном этапе областной акции «Мой здоровый образ жизни», отмечен дипломом третьей степени.     

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии в области физического воспитания, это помогает оптимизировать   воспитательно-образовательный процесс   по реализации задач образовательной области «Физическое развитие». Одной из наиболее эффективных является квест-игра, она позволяет мне в течение всего занятия удерживать интерес детей, закреплять основные составляющие здоровья, мотивировать   к выполнению физических упражнений.    Мною разработаны и проведены квест-игры «Весенние секреты здоровья», «Острова здоровья»  и другие.

В нашем дошкольном образовательном учреждении уделяется большое внимание вопросам   безопасности детей, и я принимаю активное участие в формировании у воспитанников осознанного выполнения правил поведения на улицах и дорогах города.    Мною составлена    методическая разработка «Спешим на помощь!»  с оформлением обучающего баннера по безопасности дорожного движения, основанная на технологии квест-игры и направленная   на реализацию задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» раздел «Формирование основ безопасности».    Посредством различных видов деятельности двигательной, игровой, продуктивной, музыкальной, речевой дети закрепляют правила поведения на улицах и дорогах города, расширяют свои представления о работе инспектора ОГИБДД. Спортивная игра-практикум стала итоговым мероприятием по основам безопасности   жизнедеятельности, которую я провела совместно с коллегами дошкольного учреждения. Все игры и упражнения были ориентированы на профилактику дорожно-транспортного и бытового травматизма, пожарной безопасности, формирование основ здорового образа жизни. Основная ценность   данной спортивной игры -отработка практических навыков поведения дошкольников в конкретной специально созданной ситуации.

   Совместные физкультурно-оздоровительные досуги, развлечения, праздники для родителей и детей – способствуют формированию двигательных умений воспитанников, помогают создать атмосферу радости от совместной двигательной деятельности, овладеть приемами и нормами здорового образа жизни.  А пример отношения родителей к занятиям физической культурой – это один из наиболее результативных способов приобщения ребенка к спорту, здоровому образу жизни. Детско-родительские мероприятия провожу ежеквартально. Многие из них стали традиционными: «Спортивная осень», «Семья года», «Я и мой папа», «Спортивная команда», «А ну-ка мамы!». Такая работа дает мне и педагогам возможность узнать о проблемах в общении родитель-ребенок и найти совместные пути их решения через использование игровых и двигательных методик. На подобных мероприятиях обязательным стал показ практических упражнений, которые можно легко проводить с ребенком дома: комплексов дыхательной и артикуляционной гимнастики, самомассажа при помощи несложных предметов, упражнений для профилактики плоскостопия.     

Организация семейных туристических походов   прочно вошла в практику моей работы, как одна из форм   активного отдыха   детей.  Ежегодно весной и осенью в походе участвуют воспитанники старших и подготовительных групп и их родители. Мои воспитанники умеют ориентироваться по карте, определять маршрут движения.  Двигательная деятельность детей вместе с родителями   формирует у дошкольников интерес к занятиям туризмом, воспитывает важнейшие нравственные качества. В 2018 году я расширила формат данного мероприятия. Впервые в городе провела туристический слет для воспитанников старшего дошкольного возраста и их родителей, посвященный 100-летию детского туризма и 10-летию Детства. Основная цель туристического слета для дошкольников и их родителей: содействие развитию детского туризма, пропаганда ЗОЖ.  В туристический слет входили: полоса препятствий, стрельба из винтовки, спортивное ориентирование по пересеченной местности, перетягивание каната, игры-эстафеты, викторина.  Интересная двигательная деятельность в природных условиях развивает у дошкольников интерес к занятиям туризмом, воспитанники на практике могли применить простейшие туристические навыки и умения, туристический слет эта еще одна возможность проявить свои    физические качества: быстроту, силу, выносливость.  Такая форма физкультурно-спортивного мероприятия способствуют развитию командного духа и сплоченности у детей.   Видеоролик о данном мероприятии стал победителем муниципального этапа областной акции «Мой здоровый образ жизни» в номинации «Видеоотчет о мероприятии   ЗОЖ».

Родители воспитанников участвуют в мероприятиях не только внутри детского сада, но и в городских соревнованиях: «Мама, папа, я и воспитательница моя», «Водные баталии», «Лыжня Росси», велопробег, Кросс Наций  и т.д. 

2 блок. Информационно-просветительское направление в работе с родителями.

Информационно-просветительское направление в работе с родителями воспитанников подготовительных групп по теме «Всероссийский физкультурно-оздоровительный комплекс «Готов к труду и обороне», организовала в форме обучающих семинаров с участием представителей городской администрации, специалистов по ГТО.

Специалисты по ГТО разъяснил родителям   как будет проходить Фестиваль, что для этого требуется, как зарегистрировать ребёнка на сайте gto.ru для присвоения уникального идентификационного номера (УИН), какие испытания комплекса ГТО будут выполнять дети. 

 На итоговой встрече предложила родителям мини-анкету, которая включала в себя четыре вопроса:

-ваше отношение к комплексу ГТО и выполнению его нормативов?

-согласны ли Вы, чтобы Ваш ребенок сдавал нормы ГТО I ступени   в детском саду?

-кто из вашей семьи планирует выполнить нормативы комплекса ГТО?

-сможет ли Ваш ребенок получить знак отличия?

Полученные данные позволили нам спрогнозировать процент участия дошкольников в выполнении нормативов.    

Для создания единого воспитательно - образовательного пространства на основе   партнерских отношений    педагога с родителями,  повышения мотивации  к участию ребенка  в выполнении нормативов ГТО на этапе завершения дошкольного образования,  улучшение показателей при сдаче испытаний  первой ступени ВФСК ГТО   провела  несколько    мастер-классов  «Мы сдаем ГТО!» для детей подготовительной к школе группы и их родителей. В программу включала физкультурные разминки, родители попробовали свои силы в некоторых видах ВФСК ГТО, силовых упражнениях, упражнениях на скорость, гибкость и выносливость.    

 3 блок. Выполнение нормативов ВФСК ГТО на знак отличия.

  Выполнение нормативов было разделено на два этапа.   В детском саду рамках первого этапа муниципального   Фестиваля     ВФСК ГТО    испытания принимали судьи по видам. В тестировании приняли участие 31 воспитанник, на основании медицинского допуска. Ребята выполнили нормативы по следующим видам испытаний: прыжок в длину с места толчком двумя ногами, сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами, метание теннисного мяча в цель.  Во время проведения Всероссийской акции «Лыжня России 2018» дети выполняли испытания - бег на лыжах. На втором этапе -  нормативы: бег 30м, бег на1 км.

Заключение

Результаты проделанной работы подтверждают эффективность и необходимость использования разработанной в дошкольной образовательной   организации системы по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»:

-17 детей справились с испытанием, это дошкольники, которые посещали занятия в спортивных группах, регулярно занимающиеся в спортивных секциях, и те дети, у которых родители пропагандируют ЗОЖ собственным примером.   Воспитанники подготовительных групп получили первые знаки отличия от Министерства спорта Российской Федерации: 7 золотых, 7 серебряных, 3 бронзовых;

- увеличилось количество воспитанников, занимающихся в спортивных секциях;

-организована работа  с воспитанниками старших и подготовительных групп по  подготовке    к выполнению нормативов ГТО;

- возросла активность родителей к участию в спортивных мероприятиях;

-проведена информационно-разъяснительная работа с родителями воспитанников о ВФСК «Готов к труду и обороне».

Главным стимулом для занятий физической культурой и спортом, детям, участвовавшим в Фестивале, стал знак отличия ВФСК ГТО. В зависимости от знака: бронза, серебро, золото у ребенка развивается целеустремленность   желание повысить результат, выполнить нормативы на лучший знак, получать знаки в каждой ступени, а благодаря этому у детей развивается сила, выносливость, гибкость, координация, улучшается здоровье, повышается самооценка. И реализации цели данной работы помогает дошкольнику сделать первый шаг на пути к новым спортивным достижениям.

Опыт работы   по внедрению ВФСК ГТО  в МДОАУ ЦРР -д/с №14 был представлен на муниципальном и региональном уровне:

-Научно-практическая конференция Физическая культура и спорт в современном обществе –победитель (март 2018г)

VIII Международная научно-практическая конференция «Здоровье школьника»-участник (май 2018год).

Всероссийская конференция с международным участием посвященная 65-летию факультета физической культуры и спорта-лучший доклад (ноябрь 2018год).

Участник VII Всероссийского конкурса «Премия мира 2018», опыт работы размещен на сайте: премия мира.мы-мир.рф.

Участник Всероссийского смотра- конкурса «Лучший организатор среди организаторов физкультурно-спортивной работы в сельской местности, городской среде и по месту работы» - благодарственное письмо (ноябрь 2018г).

Опыт работы по теме «ГТО и детский сад –быть здоровым каждый рад!» по внедрению комплекса ФВСК ГТО в МДОУ № 14 опубликован в сборнике «Здоровье школьника» по материалам VIII межрегиональной научно-практической конференции с международным участием.   

Представлен на муниципальном   и региональном этапе акции «Мой здоровый образ жизни» - победитель  (декабрь 2018г).

Список литературы

1.Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка. /В.Г.Алямовская-Линка-Пресс, 1993-87с.

2.Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми/ Ю.Ф. Змановский. - М.: Медицина, 2009. – 211с.

3.Картушина, М.Ю. Зеленый огонек здоровья, / М.Ю. Картушин .- Санкт-Петербург, Детство-Пресс,2009г, 223 с.

4.Кудрявцев, В.Физическая культура и развитие здоровья ребёнка/В.Кудрявцев// Дошкольное воспитание, №1. - 2004. - с.81.

5.Маханёва, М.Д. Воспитание здорового ребёнка: пособие для практических работников ДОУ/М.Д. Маханева. - М.: АРКТИ, 2009. – 273 с.

6.Утробина, К.К. Занимательна физкультура в детском саду/К.К. Утробина. -М.: Просвещение, 2003. – 194 с.

7. Методическое пособие по подготовке, населения, в том числе по самостоятельной подготовке населения и по подготовке лиц, подлежащих призыву на военную службу, к выполнению нормативов и требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» для физкультурно-спортивных работников и организаторов тестирования.  2-издание, доработанное и дополненное, 2014г

Презентация к опыту работы по внедрению ВФСК ГТО в МДОАУ ЦРР -дс №14