Нарушение в строении органов артикуляции при миофункциональных нарушениях

Речевой аппарат – это совокупность органов, которые участвуют в звукопроизношении и образовании речи. Он состоит из 2-х отделов: центрального и периферического. К центральному относится головной мозг, а к периферическому — мышцы, кости, хрящи, связки. Поэтому, когда речь идет о нарушениях в периферическом отделе, мы говорим о языке, губах, мягком небе и нижней челюсти. Нарушение работы одного или одновременно нескольких органов речевого аппарата приводит к появлению нарушений речи.

Дефекты речевого аппарата, с точки зрения диагностики, можно разделить на 2 группы. В первую группу войдут нарушения, которые диагностируют в раннем возрасте, чаще уже в первый месяц жизни ребенка при обследовании выявляются нарушения, которые можно корректировать только хирургическим путем.

Ко второй группе относятся нарушения, диагностика которых в раннем возрасте не возможна. О их наличии становится известно во время становления речи, чаще всего в 2-2,5 года

Наиболее распространенные дефекты речевого аппарата

Дисфония (афония) – в народе называется «нарушением голоса» или «вокальное нарушение».

Заикание— это нарушение темпа, ритма и плавности речи, вызванное судорогами речевого аппарата.

Ринолалия (расщелина нёба) – характеризуется дефектным строением и функционированием речевого аппарата. Расщелина нёба препятствует нормальному голосообразованию. Человек с таким дефектом грубо искажает звуки, произносит слова гнусаво, у него меняется тембр голоса.

Короткая уздечка –дефект ротовой полости, который, как правило, является врожденным. При данном нарушении ребенок не может выговаривать некоторые звуки. Часто при короткой уздечке рекомендуется решение проблемы хирургическим путем, особенно в раннем возрасте, когда работа логопеда еще невозможна.

 укороченная уздечка языка. обычно приводит к ограничению подвижности языка – главного артикулятора. Язык поднимается недостаточно высоко к нёбу, как это требует произношение звуков Ш, Ж, Р. Иногда нарушается произношение звуков  Т, Д, С, З, Ц, Ч. Также короткая подъязычная связка способствует нарушению роста нижних передних зубов, тянет их назад, из-за чего зубы становятся углом.

Иногда причиной нарушения  звукопроизношения является увеличение языка в объёме или же слишком маленький его объём, а также неправильная  форма языка, которая также отрицательно влияет на артикуляцию

Дизартрия – нарушение тонуса мышц артикуляционного аппарата, которое способствует возникновению расстройства произведения речи. При дизартрии нарушается речевая моторика, дыхание, голос и произношение звуков.

   Аномалии в строении мягкого и твердого нёба:

 

- слишком низкое твёрдое нёбо;

- слишком высокое (готическое) твёрдое нёбо;

- расщелины мягкого и твёрдого нёба.

 

   Аномалии в строении губ:

 

- расщелина верхней губы

- недоразвитие губ.

Неправильное звукопроизношение у детей с аномалиями прикуса чаще всего с тем и связано, что неправильное строение зубочелюстной системы препятствует произнесению тех или иных звуков, тем самым нанося ущерб речевому развитию. Основными признаками правильно сформированного прикуса являются: а) ровные зубные дуги; б) верхняя челюсть расположена кпереди относительно нижней; в) средняя вертикальная линия, проходящая между центральными зубами, совпадает со средней линией лица; г) коронки верхних передних зубов на 1/3 перекрывают коронки нижних передних зубов. Отклонения от этих норм являются признаками неправильно сформированного прикуса.