Нарушение в строении органов артикуляции при миофункциональных нарушениях

Речевой аппарат – это совокупность органов, которые участвуют в звукопроизношении и образовании речи. Он состоит из 2-х отделов: центрального и периферического. К центральному относится головной мозг, а к периферическому — мышцы, кости, хрящи, связки. Поэтому, когда речь идет о нарушениях в периферическом отделе, мы говорим о языке, губах, мягком небе и нижней челюсти. Нарушение работы одного или одновременно нескольких органов речевого аппарата приводит к появлению нарушений речи.

Дефекты речевого аппарата, с точки зрения диагностики, можно разделить на 2 группы. В первую группу войдут нарушения, которые диагностируют в раннем возрасте, чаще уже в первый месяц жизни ребенка при обследовании выявляются нарушения, которые можно корректировать только хирургическим путем.

Ко второй группе относятся нарушения, диагностика которых в раннем возрасте не возможна. О их наличии становится известно во время становления речи, чаще всего в 2-2,5 года

Наиболее распространенные дефекты речевого аппарата

Дисфония (афония) – в народе называется «нарушением голоса» или «вокальное нарушение».

Заикание— это нарушение темпа, ритма и плавности речи, вызванное судорогами речевого аппарата.

Ринолалия (расщелина нёба) – характеризуется дефектным строением и функционированием речевого аппарата. Расщелина нёба препятствует нормальному голосообразованию. Человек с таким дефектом грубо искажает звуки, произносит слова гнусаво, у него меняется тембр голоса.

Короткая уздечка –дефект ротовой полости, который, как правило, является врожденным. При данном нарушении ребенок не может выговаривать некоторые звуки. Часто при короткой уздечке рекомендуется решение проблемы хирургическим путем, особенно в раннем возрасте, когда работа логопеда еще невозможна.

 укороченная уздечка языка. обычно приводит к ограничению подвижности языка – главного артикулятора. Язык поднимается недостаточно высоко к нёбу, как это требует произношение звуков Ш, Ж, Р. Иногда нарушается произношение звуков  Т, Д, С, З, Ц, Ч. Также короткая подъязычная связка способствует нарушению роста нижних передних зубов, тянет их назад, из-за чего зубы становятся углом.

Иногда причиной нарушения  звукопроизношения является увеличение языка в объёме или же слишком маленький его объём, а также неправильная  форма языка, которая также отрицательно влияет на артикуляцию

Дизартрия – нарушение тонуса мышц артикуляционного аппарата, которое способствует возникновению расстройства произведения речи. При дизартрии нарушается речевая моторика, дыхание, голос и произношение звуков.

   Аномалии в строении мягкого и твердого нёба:

 

- слишком низкое твёрдое нёбо;

- слишком высокое (готическое) твёрдое нёбо;

- расщелины мягкого и твёрдого нёба.

 

   Аномалии в строении губ:

 

- расщелина верхней губы

- недоразвитие губ.

Неправильное звукопроизношение у детей с аномалиями прикуса чаще всего с тем и связано, что неправильное строение зубочелюстной системы препятствует произнесению тех или иных звуков, тем самым нанося ущерб речевому развитию. Основными признаками правильно сформированного прикуса являются: а) ровные зубные дуги; б) верхняя челюсть расположена кпереди относительно нижней; в) средняя вертикальная линия, проходящая между центральными зубами, совпадает со средней линией лица; г) коронки верхних передних зубов на 1/3 перекрывают коронки нижних передних зубов. Отклонения от этих норм являются признаками неправильно сформированного прикуса. 

 

Консультация  для  родителей

    ТЕМА:      ”  РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА   У  ДЕТЕЙ

Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух в раннем возрасте детям с речевыми проблемами, так как порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Ошибочно мнение родителей, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Практика показывает, что это, увы, далеко не так! Основной причиной ошибок при обучении школьников грамоте является низкий уровень фонематического слуха.

Для того чтобы писать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.

Как известно, все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере речи родных и близких ему людей. Окружающие ребёнка люди должны говорить правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не торопиться, “не съедать’’слоги и окончания слов.

        Исправление недостатков произношения заключается в постановке звуков и введении их в речь, и одновременном развитии фонематического слуха. Без полноценного восприятия звуков, без чёткого их различения, невозможно становления чистой речи.

Но даже, если ребёнок все звуки произносит правильно, он часто некоторые не различает на слух, а это в свою очередь затрудняет, а порой и искажает понимание речи, и приводит к ошибкам на письме. Поэтому можно сделать вывод: речевые нарушения легче предупредить, чем их исправлять.

Так вот, работа по развитию фонематического восприятия готовит детей к овладению правильным произношением и направлена на предупреждение грамматических ошибок. Формирование фонематического слуха у детей проводится на основе комплекса специально подобранных словесных игр и упражнений.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Нейропсихологические игры и упражнения очень важны в работе с детьми дошкольного возраста как в детском саду, так и дома.

Нейропсихология  - это наука, изучающая психические процессы, происходящие в головном мозге.

Нейропсихологические упражнения-это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при  таких видах нарушений:СДВГ (гиперактивность, синдром дефицит внимания); недоразвитие речи; ЗПР (задержка психического и психоречевого развития); аутизм; ОВЗ (ограниченные возможности развития);  минимальные функции мозга; недоразвитость тела; умственные и эмоциональные нарушения.

Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических упражнений - игр имеет как немедленный, так и накапливающий эффект, способствующий -

1.повышению умственной работоспособности,  

2.оптимизации интеллектуальных процессов,

3.активизации его энергетического потенциала.

4.развитию памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;

5.работе над гармоничным взаимодействием полушарий;

6.активизации речи;

7.работе над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т.д.

Каким детям необходима нейрогимнастика:

если ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный;

заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения; есть синдром дефицита внимания; постоянно путает «лево» и «право»,  сезоны, жалуется на память; плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения; быстро переключается с одного действия на другое; присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т.д.); быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт;есть проблемы с речью разной сложности; наблюдается слабая познавательная деятельность; плохо развита мелкая и общая моторика и т.д

Виды игр и упражнений:

Дыхательные упражнения.

Глазодвигательные упражнения.

Двигательные упражнения и растяжки. 

Упражнения на развитие познавательных навыков.

Артикуляционные упражнения.

Картотека данных игр есть в логопедическом кабинете.

 

                 Воспитание ребёнка начинается с самого рождения. С этого же момента и даже раньше его должна окружать и родительская любовь. Но родители зачастую даже не представляют какая в ней заключена огромная, могучая и действенная сила, особенно в первые семь лет жизни ребёнка.

Важнейшая задача в процессе воспитания и обучения заключается в сотрудничестве семьи и детского сада. В этом союзе необходимо правильно определить роли каждого участника образовательного процесса и с наибольшей эффективностью использовать их возможности. Огромное значение в работе логопеда с родителями имеет заранее продуманные и чётко организованные системы взаимодействия.

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей.

Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если логопед и родители станут действовать согласованно:

Для чего и зачем необходим логопедический пункт в детском саду?

           Ещё ребёнок не появился на свет, а его речь уже постепенно начинает развиваться. При рождении этот процесс резко ускоряется. Задолго до появления первого слова происходит становление всей речевой системы. И главная роль в развитии речи, в первую очередь, принадлежит родителям. Очень важно вовремя заметить отставание и нарушения в развитии речи. 

            Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словарного запаса ребёнка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка в целом.

         Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности. Речь - это путь к общению, новым впечатлениям и жизненному опыту, путь к расширению представлений об окружающем его мире.

        Итак, возвращаюсь к вопросу, поставленному в начале: для чего и зачем нужен учитель - логопед в детском саду?

Для чего? Обследовать воспитанников дошкольного образовательного учреждения для выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи.

Зачем? Организовать своевременную логопедическую помощь для предупреждения и преодоления специфических ошибок в устной и письменной речи. Ведь известно, чем раньше начнётся коррекционная помощь, тем она эффективнее.

Занятия проводит: детский специалист, учитель-логопед 

Логопед ведет работу по следующим направлениям:

 

- общее коррекционное развитие;

- развитие подвижности артикуляционного аппарата;

- постановка звуков;

- дыхательная гимнастика;

- развитие мелкой моторики пальцев рук у детей;

- работа над связной речью;

- устранение аграмматизмов в речи;

- своевременное предупреждение различных нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного возраста;

- развитие слухового внимания детей.

Основная форма организации работы с детьми - индивидуальные и подгрупповые занятия.

 

     Продолжительность занятия 15-20 мин. (время предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами») Периодичность индивидуальных занятий зависит от характера нарушений речевого развития. Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от индивидуальных особенностей детей и составляет, как правило, 6 месяцев-с детьми, имеющими фонетические и фонематические нарушения речи, и 12 месяцев- с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи.

 

    Для организации деятельности логопедического пункта имеется оснащенный кабинет, в котором имеются соответствующая возрасту детей мебель, настенные и индивидуальные зеркала, логопедические зонды и шпатели, настольные игры, игрушки, конструкторы, учебно-методические пособия.

Логопед проводит обследования:

Тестирование на соответствие речевого развития физиологическому возрасту ребенка.

Тестирование на готовность ребенка к школе.

Контрольные тесты на определение развития мелкой моторики.

Диагностические игровые тесты.

Проверка речевого слуха (консультация при необходимости).