Конспект логопедического занятия

по формированию связной речи дошкольников для детей с общим недоразвитием речи III уровня

 

Тема: «Лето»

Цель: Обогащать и активизировать словарь детей по  теме «Лето»

Задачи:

       Образовательная:

         -  Продолжать учить детей отвечать на вопросы полными  предложениями.

          -  Продолжать формировать элементарные представления о сезонных изменениях в природе.

           - Познакомить с основными признаками лета (жарко, теплые дожди, много насекомых и птичек, зеленые растения), летними забавами.

        Развивающая:

    -  Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового о природе родного края.

     Воспитательная:

           -  Воспитывать чувство симпатии.

            -   Воспитывать доброжелательные отношения между детьми при выполнении коллективной работы.

Ход занятия

I Организационный этап

Загадки:

Долгожданная пора!

Детвора кричит: Ура!

 Что ж за радость это?

 Наступило (Лето) …

 

Зелёное, жёлтое, красное,

 Самое в году прекрасное!

Босоногое, щедрое, жаркое,

Дачное, пляжное, яркое!  (Лето)


II. Коррекционно-развивающий этап

Сегодня мы с вами поговорим о самом ярком времени года - лето. Обратите внимание на летние картины и подумайте, какое бывает лето.

- На дворе лето, а как же называются летние месяцы? (Июнь, Июль, Август.)

- Какие изменения происходят в природе летом? (светит солнце, листья зеленеют, вода теплеет, дождь)

- Лето (какое?) - (теплое, яркое, жаркое,).

- А что можно делать только летом? (Купаться.)

 

Пока мы с вами беседовали, на улице пошел дождь, и к нам прилетели настоящие капельки. Посмотрите, какие они.

Логопед раздает каждому ребенку капельку на ниточке.

Давайте заставим наши капельки  кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на капельки.

Игра «Скажи наоборот»

 

Лето бывает теплое, а бывает …(холодное)

День бывает дождливый, а бывает … (солнечный).

Небо бывает ясное, а бывает… (хмурое).

Трава бывает мокрая, а бывает … (сухая).

В дождь настроение грустное, а в солнечную погоду … (веселое).

III. Закрепляющий этап

Дети выбирают карточки-подсказки и составляют по каждой из них предложения, а затем с помощью логопеда объединяют их в рассказ.

Вариант задания:

На столе раскладываются белый лист бумаги и карточки с картинками про лето. Раскладывают на лист бумаги. По мере выполнения действий составляются предложения, которые затем соединяются в рассказ. Рассказ можно воспроизвести по цепочке или выборочно.

IV. Итоговый этап.

Вспомните, о чём мы говорили на занятии?

Что мы делали на занятии?

Что понравилось?

 

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему:

«Автоматизация звука Ч»

Цель: автоматизировать правильное произношение звука [Ч] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звука [Ч].
Учить чётко произносить звук [Ч] в слогах, словах и предложениях.
Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Коррекционно-развивающие:

Развивать фонематическое восприятие.
Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
Продолжать развивать память, мышление, внимание.

Коррекционно-воспитательные:

Прививать чувство уважения к русскому языку.
Поддерживать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: игрушка паровозик: вертушка «цветок», картинка черепаха, звуковой лабиринт, зеркало, камешки марблс, фишки-звездочки, мяч, картинки со звуком ч.

 

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед. Посмотри, к нам сегодня в гости приехал паровоз.

 

Помоги паровозику доехать до вокзала. Проведи пальчиком по рельсам, четко произнося: Ч-Ч-Ч.

Упражнение «Паровозик».

[Картинки по запросу комарова автоматизация звуков ч щ]

2. Упражнения для выработки воздушной струи.

Подуть на цветок (тренажер).

3. Сообщение цели занятия.

Какой звук ты слышал? Как едет паровозик?

Ребенок: ч-ч-ч

Логопед: Сегодня паровозик будет помогать тебе произносить этот звук.

4. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы правильно и красиво произносить этот звук, давай выполним гимнастику для языка.

«Хоботок» (вытягивание губ вперёд трубочкой).
«Хоботок»-«Заборчик» (чередование упражнений).
«Чашечка» (открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять: получится чашечка.)
 «Лошадка» («поцокать» языком).
«Вкусное варенье» (широким языком облизать губы).
«Почистим зубки» (упражнение выполняется при закрытом рте, круговое движение языка между губами и зубами).
«Качели» (языком потянуться к носу, затем к подбородку).
«Часики» (при широко открытом рте языком тянуться к уголкам рта).

5. Упражнение на развитие фонематического слуха.

Игра «Хлопни на звук –ч»

Логопед проговаривает слов, а ребенок, услышав звук – Ч хлопает в ладоши.

Черепаха, сыр, ключ, рак, мыло, чашка, бочка, жук, лес, кузнечик, книжка, врач.

6. Автоматизация звука в слогах.

а) повтори слог - ча столько раз, сколько я хлопну в ладоши;

б) повтори слог - уч столько раз, сколько я топну ногой;

в) повтори слог –  очо столько раз, сколько я выложу звездочек;

7. Игра «Лабиринт».

Закрепление произношения звука [ч] в словах.

Ребенок, четко произнося звук [ч], называет в заданном порядке представленные на странице картинки, перемещая по ним игрушку паровозик. Если слово называется ребенком неправильно, то следующий ход делать нельзя до тех пор, пока слово не будет названо верно.

[Картинки по запросу комарова автоматизация звуков ч щ]

8. Пальчиковая гимнастика

Ехал, ехал паровоз

пальцы в “замок”, большие   пальцы вращаются

Прицепил  вагон, повез

сцепить указательные пальцы

(4 повторения – указательные пальцы, средние, безымянные, мизинцы)

9. Игра с мячом «Скажи ласково».

 

бак - бачок       

палец - …        

бык-...                         

мяч -…
ключ-...                      

сын-...  

Конспект открытого занятия «Наураша»

 

Модуль «Звук»

Тема: Что такое звук.

Цель: познакомить детей с понятием звук.

Задачи:

Дать понятие звук, формировать представление о речевых и неречевых звуках, объяснить, почему мы слышим; показать громкость звука с помощью датчика «Божья коровка»; совершенствовать умение выделять звук «Ш» в словах.

- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

- воспитывать самостоятельность, активность.

Оборудование:

Цифровая лаборатория «Наураша» Модуль «Звук», магнитофон с музыкой, деревянные палочки.

Ход занятия:

- Ребята здравствуйте. Сегодня я пришла, чтобы навести порядок в лаборатории «Звук», но одной мне не справится, мне нужны помощники. Вы сможете мне помочь?

- Но для начала давайте мы с вами послушаем нашего юного ученого мальчика Наурашу.

(Наураша говорит, как происходит звук)

- Итак, ребята, в результате движения ветра, предметов сталкиваются мельчайшие частички воздуха и создают определенные звуки, которые мы слышим.

- А какие звуки бывают? (шумовые, деревянные, стеклянный звон, металлический, шуршащий звук).

- а на улице? (шум транспорта, разговоры и смех людей, звук природы).

-Чтобы навести порядок в нашей лаборатории, необходимо разобраться, где же мы слышим разные звуки.

«Игра с карточками» (запись звуков, и дети выбирают, где этот звук мы слышим (лес, город, концертный зал)).

- Молодцы, мы почти навели порядок в лаборатории.

- Ребята, а почему мы слышим звуки? (потому что, у нас есть уши, ими мы слышим).

Физкультминутка (с инструментами).

- Итак, мы узнали что звук – это колебания мельчайших частиц воздуха. Чтобы мы могли слышать и различать звуки, нам нужные чудесные «приборы» - уши. Внутри наше ухо очень сложное. Оно боится шума, резких, громких звуков. Уши надо беречь.

- А какие приборы усиливают звук? (громкоговоритель, микрофон, рупор).

- Да, молодцы. Давайте мы с вами попробуем сделать один из этих замечательных приборов? (делаем рупор).

Практическая часть.

- А сейчас давайте вернемся к Наураше и посмотрим, как можно увидеть звук. В нашей цифровой лаборатории по изучению звука также есть датчик «божья коровка», который улавливает звуки и передает их на экран монитора (показ на компьютере). Если датчик не улавливает никаких шумов и звуков, то на экране мы видим тонкую полоску, похожую на ниточку. Если датчик улавливает звуки – ровная полоска превращается в кривую линию разной высоты и толщину в зависимости от характера улавливаемых звуков. Сейчас мы это проверим.

Опыт 1. Создать тишину по заданию мальчика Наураши. (проанализировать изображение на экране компьютера).

Опыт 2. Исследовать голос педагога (проанализировать изображение на компьютере).

Опыт 3. Исследовать голос ребенка (проанализировать изображение на компьютере).

Опыт 4. Игра на ксилофоне (проанализировать изображение на экране).

- Молодцы. Ребята, а вы умеете определять звук в словах? Давайте проверим?

Я вам буду называть слова, а вы когда услышите звук «Ш» , постучите палочками. (шуба, башмаки, тетрадь, дом, река, шум, клавиши, береза, мишень).

Итог:

- Ребят, получилось у нас с вами навести порядок в лаборатории «Звук»?

- Что такое звук? (Колебания мельчайших частиц воздуха. Эти колебания похожи на волны)

- Почему мы слышим? (у нас есть уши)

- Как мы можем увидеть звук в нашей лаборатории? (если звуков нет – на экране тонкая ровная полоска, если звуки есть – линия становится кривой и толстой).

- Если вы работали сегодня лучше, чем обычно, возьмите веселый смайлик.

- Если вы могли бы работать лучше, возьмите грустный смайлик.

- Молодцы, ребята! Спасибо вам за занятие!