Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи.

Система работы

1.Актуальность проблемы.

В настоящее время педагоги дошкольных учреждений   отмечают негативную тенденцию  увеличения количества детей с речевыми нарушениями, поэтому вопрос полноценного развития речи дошкольников   остается актуальным и сегодня. Одной из причин нарушения речевого развития детей является недостаточная координация мелкой моторики.   

Данные мониторинга воспитанников  старшей группы  в 2014-2015г, также показали низкий уровень  сформированности  навыков развития мелкой моторики  и координации движений рук  у 68% детей , именно у    этих детей были выявлены различные  нарушения в речевом развитии.

      Исследователи утверждают, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Огромное значение имеет развитие мелкой моторики руки  ребенка  для  дальнейшего обучения в школе, большинство выпускников детского сада  испытывают  трудности  не с математикой и чтением, а именно с письмом. Анкетирование и индивидуальные беседы  с родителями позволяют мне утверждать, что в семье не всегда уделяется  внимание развитию мелкой моторики пальцев рук ребенка, у родителей недостаточно знаний  и практических умений  по данной теме. 

Проанализировав сложившуюся  ситуацию,   я выделила  ряд проблем:

-воспитатели недостаточно внимания уделяют  подбору оборудования, оформлению игровых и дидактических пособий нацеленных на  развитие моторных навыков, ручной умелости ребенка, дополняя групповое пространство в первую очередь  развивающим, дидактическим   материалом  познавательного характера;  

-не соблюдается  принцип  комплексности  в работе с воспитанниками, который   предусматривает отработку соответствующих  речевых и  двигательных умений и навыков в различных видах деятельности детей;  

-родители  воспитанников не обладают практическими навыками  и умениями  в речевом воспитании детей и развитии ручной умелости и графических навыков.

Актуальность проблемы определяется противоречиями между:  

-недостаточно развитой мелкой моторикой у воспитанников  и необходимостью повышения уровня ее развития как одного из факторов успешного обучения в школе;

-необходимостью овладения воспитанниками ДОУ  конструктивными способами  и средствами взаимодействия  с окружающими и слабой эффективностью традиционных форм и методов коррекционно-педагогической работы по развитию речи и  мелкой моторики, отсутствием  комплексного подхода к решению проблемы.

Указанные выше противоречия  побудили меня  пересмотреть  педагогические подходы к развитию мелкой моторики ребенка, отобрать наиболее эффективные  средства  для формирования  ручной умелости, рационально сочетать  в работе как традиционные, так и инновационные технологии, активно взаимодействовать со  всеми  специалистами дошкольной организации.

2.Цели и задачи педагогической деятельности.

 Я определила цель своей педагогической деятельности: создание оптимальных условий для развития мелкой моторики    и координации движений пальцев  у детей с нарушениями речи.

Для достижения поставленной цели сформулировала следующие задачи:

-разработать план взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения   по проблеме развития мелкой моторики и речи дошкольников, составить цикл совместных интегрированных занятий;

-совершенствовать предметно – развивающую среду в логопедическом пункте и  в общеобразовательных группах для развития мелкой моторики;

-разработать и апробировать систему коррекционных занятий, с использованием различных упражнений и заданий, направленную на коррекцию речи и развитие мелкой моторики у старших дошкольников;

-организовать работу  кружка «Волшебный пластилин» для детей среднего дошкольного возраста с недостаточной  ручной умелостью;

-разработать проект «Рука развивает речь»;

-повысить  педагогическую грамотность   педагогов  и  родителей воспитанников  посредством проведения цикла  семинаров – практикумов по теме «Помогаем ребенку  развить мелкую моторику?»

3.Теоретический анализ психолого–педагогической литературы.

Сегодня мы не можем точно утверждать, известно ли было нашим предкам о влиянии своевременного развития двигательных функций на речевое развитие малышей, но они очень мудро использовали для развития ребенка  небольшие песенки,  попевки, сопровождая их движениями пальцев рук, это хорошо известные «Ладушки»,  «Сорока- Ворона» и другие. В этом проявляется мудрость народной педагогики.

 Мария Монтессори не только подчеркивала связь между развитием тонких движений руки и речью детей, но и предложила ряд практических упражнений в  работе с воспитанниками, многие из которых  я    применяю в  работе с дошкольниками: игры со шнурком, перебор круп, складывание посуды, мелкого материала и т.д.

Методическое пособие М. Кольцовой «Ребенок учится говорить», помогло мне осознать важность  решения проблемы развития мелкой моторики  в коррекции нарушений речи дошкольников: «Сначала начинают развиваться движения пальцев рук. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи»

Использование в педагогическом процесс учебно-методического пособия Т. А. Ткаченко «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи»  позволяет мне разнообразить и    оптимально использовать  физминутки  посредством   «конструирования» из пальцев различных  предметы  и объекты.

   Рекомендации Ирины Лопухиной являются хорошим подспорьем в  практической работе с детьми логопедической группы. Я применяю  в работе  ее упражнения и занятия для развития  общей моторики, такие как: «Театр зверей», «Бытовые сценки», «Игры с мелкими предметами». «Игры с шариками», «Пуговицы», стихотворные тексты из разделов «Речь с движением», «Стихи для развития мелкой моторики».

 Издание Марины Юрьевны Картушиной «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7лет» предлагает  специалистам богатый практический материал, на основе сказочных сюжетов, я частично использую  данный материал   при проведении  занятий по определенной лексической теме. Пособие Ирины Гороховой «Речевая гимнастика для малышей»   является хорошим средством при проведении  коррекционных занятий по звукопроизношению.     

4. Практическая направленность педагогической деятельности.

 Практическую работу по  проблеме развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи я начала с определения основных направлений деятельности:

-организация работы с воспитанниками образовательного учреждения;

-педагогическое просвещение родителей по данной теме;

-повышение профессиональной компетенции педагогов и специалистов детского сада, реализация комплексного подхода в решении  поставленных задач.

Изучив педагогические и методические источники, передовой педа­гогический опыт я сделала вывод, что в дошкольном возрасте у детей должны быть сформированы специфические знания, умения и навыки, позволяющие ребенку успешно обучаться в школе.  

По данным мониторинга я разработала «индивидуальный маршрут» коррекции речевых и психомоторных нарушений, подобрала материал для эффективной коррекции мелкой моторики  и речи.

Решая задачи развития мелкой моторики, я  значительное внимание уделяю созданию  условий в логопедическом кабинете, а так же в общеобразовательных группах (совместно с воспитателями). Предметно - развивающая среда в старших и подготовительных  в группах представлена следующими компонентами: разнообразными мелкими предметами (пуговицы, бусины, камешки, орехи, горох, фасоль и др.); наборами счетных палочек; наборами цветных спичек; пробками от пластиковых бутылок разного цвета; мячами (колючих, каучуковых, рифленых); шариками «Су –Джок»; прищепками бельевыми, разного цвета и размера; трафаретами по лексическим темам; природным материалом для самомассажа (грецкие орехи, сосновые шишки); пластилином;«сухим бассейном» - емкости, наполненные горохом или фасолью, - для самомассажа кистей.