Слайд 1 Родительское собрание во второй младшей группе

 «Развитие речи детей 3-4 лет»

 

Слайд 2

«Заговори, чтобы я тебя увидел».

(Сократ)

Правильная, выразительная речь- портрет человека.

Речь- это не прирожденный дар. Все начинается с детства…

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети  имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.

Слайд 3

В зависимости от формы общения речевая деятельность делится на:

 

Устную речь (говорение и слушание);
Письменную речь ( письмо и чтение)

Для начала нам нужно разобраться, что же такое «Речь»

Речь— существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, обрабатывать их для передачи последующим поколениям.

Моё выступление  посвящено развитию устной речи детей.

Развитие устной речи, ее компонентов  является одной из важнейших задач развития детей дошкольного возраста.

Слайд 4                                                                                                                                                                                1.Формирование словаря

словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500 — 2000 слов.

Употребление частей речи: 

Øсуществительные ,
Øглаголы,
Ø местоимения,
Øнаречия,
Øчислительные ,
Øприлагательные,
Ø предлоги,
Øсоюзы.
   Слайд 5                                                                                                                                                                                                                Расширять и активизировать словарь 
Øназвание и назначение предметов,
Ø название домашних и диких животных,
Øдетали и части предметов,
Ø название овощей и фруктов,  
Øкачество предметов,
Øособенности поверхности,
Øназвание частей суток.

1.Формирование словаря.

К концу четвертого года словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500 — 2000 слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два), прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой). Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу года он нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные {папин стул, мамина чашка). Однако и теперь в самостоятельной речи ребенок еще не пользуется такими собирательными существительными, как одежда, овощи, фрукты, мебель.

И поэтому нам предстоит непростая и кропотливая работа.

Расширять и активизировать словарь  мы должны на основе  обогащения представлений о ближайшем окружении. Название и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта; детали и части предметов - у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы;  качества (цвет, форма, размер), особенности поверхности (пушистая, шороховатая). Обогатить словарь названиями  частей суток, домашних и диких животных, овощей и фруктов.

Слайд 6                                                                                                                                                                                                                                  2.Грамматический строй речи

Задачи:

Øсовершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Жёлтое…. (солнце). Пушистые…(котята). Машина…какая? (большая)

Ø научить употреблять существительные с предлогами. Зайчик ( под столом, над столом, на столе ). Ворона (над крышей, на крыши). Мячик (под столом). Поросенок (в коробке).
Øнаучить употреблять в речи существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающих животных и их детенышей. Утка- утенок- утята. Кошка- котенок- котята. Собака-щенок- щенята и т.д.

2.Грамматический строй речи

Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка.

ПРАКТИКА

В возрасте 3-4 лет ребенок все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. В его речи преобладают простые распространенные предложения.

 Слайд 7                                                                                                                                                                                                                                                                    3.Связная речь

Задачи :

ØРазвитие диалогической речи.
ØВовлечение детей в разговор во время рассматриваний предметов, иллюстраций, после просмотра мультфильмов и спектаклей,наблюдений за живой и неживой природой ;
ØРазвитие инициативной речи во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

 

3.Связная речь

ПРАКТИКА

 Для развития связной речи, могу предложить такие игры:

  • Телефон.

разговоры по телефону (настоящему с бабушкой или игрушечному) способствуют развитию активной устной речи детей.

  • Ситуация общения «Научи меня».

Персонаж (игрушка) беседует с ребенком, спрашивает, что интересного произошло сегодня, чему он научился. Взрослый с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка делиться своими впечатлениями, опытом.

( …А меня научишь???)

Необходимо создавать ситуацию успеха. Похвалить ребенка за интересный рассказ или за то, чему он вас научил.  У ребенка постепенно будет складываться понимание того, что делиться чем-то, рассказывать - это интересно и здорово!

Слайд 8                                                                                                                                                                                                                                              4.Звуковая культура речи

Задачи:

Øсовершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а,у,и,о,э) и некоторые согласные звуки ( п-б-т-д-к-г-ф-в-т-с-з-ц)
Øразвивать моторики речедвигательного аппарата,
Øразвитие интонационной выразительности,
Øразвивать слуховое восприятие,
Øразвивать речевой слух 
Øразвивать речевое дыхание.

4.Звуковая культура речи

У многих детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Необходимы специальные упражнения (артикуляционная гимнастика) для мышц речевого аппарата. По своим результатам артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке, она усиливает кровообращение, укрепляет мышцы лица, гибкость частей речевого аппарата.

ПРАКТИКА

  •  упражнения для языка

1. Птенчики.

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2. Лопаточка.

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3. Чашечка.

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

  • Упражнения для губ и щек
  1. Улыбка.

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

2. Хоботок (Трубочка).

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

3. Бублик (Рупор).

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

  • Упражнения для развития подвижности губ

1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

2. Улыбка - Трубочка.

Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

3. Пятачок.

Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

Помимо развития моторики речедвигательного аппарата, необходимо развивать слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, интонационную выразительность.

Учим ребенка отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Практика:

  • Развитие интонационной выразительности:

Говорить голосом мышки, медведя, волка;

Рассказывать стихи с разной интонацией ( как робот, принцесса и пр.)

Разучивание скороговорок

  • Развитие слухового внимания:

Игры «Угадай, кто позвал?», «Угадай звук», «Послушаем тишину», «Чей голос?» (аудиозаписи голосов животных или голосовая импровизация)

  • Развитие речевого дыхания:

Игры: «Снежинка», «Прожорливые фрукты», «Бабочки» и пр.

Слайд 9                                                                                                                  Чтобы предупредить дефекты речи и задержку речевого развития

необходимо пройти таких специалистов, как

Øстоматолог,
Øотоларинголог,
Øневропатолог,
Øдетский психолог. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правильное произношение формируется в основном в дошкольном детстве. Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова, ребенок должен, прежде всего, слышать их. Слыша слова, малыш начинает и сам произносить их. Поэтому важно обращать внимание родителей на слух своего ребенка.

Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ними не торопясь, четко произносили все звуки и слова.

Важно чтобы в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, речь взрослых не «подделывалась» под детскую речь. Не стоит произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («Где бибика?», «Ляля хочет бай-бай»). Это только задерживает своевременное овладение словарем.

Помните: ваше дитя только учится говорить. Речь ребенка 3-4 года еще очень далека от речи взрослого человека, и это нужно принять. Важно не только научить ребенка правильно говорить, но и «слушать» язык. Чем больше вы будете беседовать с малышом, заниматься с ним, играть, акцентировать его внимание на особенностях ударения или произношения слов, тем быстрее вы добьетесь результата.