Готовимся к школе.

         Упражнения для развития мелкой моторики – одно из средств физических упражнений, которые должны входить в систему непрерывного образования и оздоровления детей предшкольного  возраста.

         На формирование моторики ребенка оказывают  влияние как созревание соответствующих функциональных структур (коры головного мозга, развитие способности к произвольным движениям, развитие соответствующих мышц и т. п.), так и фактор научения. То есть совершенствование моторного развития детей обусловлено взаимодействием двух факторов – врожденными способностями ребенка к движению, которые изменяются по мере его роста и развития («моторное созревание»), и влиянием на это различных форм двигательной деятельности. Так, уровень развития мелкой моторики у детей достигает высокой степени развития при непосредственном целенаправленном стимулировании двигательных действий.  Формирование  движений происходит при участии речи, слуха и зрения.  И наоборот: специальные упражнения способствуют развитию речи, слуха, укреплению зрения. Упражнения, для выполнения которых требуются мелкие моторные движения, способствуют совершенствованию движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти. Уровень моторной зрелости ребенка – первоклассника находится в тесной связи с его успеваемостью.

       МАЛЕНЬКИЕ ПАЛОЧКИ – материал для развития мелкой моторики.

С целью развития мелкой моторики у детей предшкольного возраста можно использовать упражнения по выкладыванию различных изображений из маленьких палочек размером примерно со  спичку. Количество палочек у каждого ребенка должно равняться количеству палочек в двух – трех спичечных коробках. Палочки должны быть  безопасны для детей. Так, у спичек должны быть удалены серные головки.  У  зубочисток – срезаны острые края. Наиболее удобным вариантом являются палочки для коктейля, которые можно резать на части.

Составлять узоры и выкладывать предметные изображения лучше всего на небольших специальных дощечках, которые можно переносить с места на место. При работе с палочками от коктейля, чтобы они не сдвигались, нужно обить дощечку ворсистой тканью (или просто расстелить ее на дощечке).

По мере того, как дети совершенствуются в движениях, размер палочек можно уменьшить.

                   ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ УСЛОЖНЕНИЯ ЗАДАНИЯ.

Сначала детям с помощью палочек предложить выложить рисунок по узору, который вы рисуете на листе бумаги. Первые задания должны быть очень простыми.  Это выкладывание простых горизонтальных и вертикальных линий.  Каждая линия строится из нескольких палочек (рис. №1), при этом необходимо требовать от детей выполнять задание точно и аккуратно.  Затем задание несколько усложняется (рис. 2,3). Если ребенок справляется с ним,  можно предложить ему самостоятельно придумать узор из простых горизонтальных и вертикальных линий.

         Нужно научить детей выкладывать фигурки быстро и легко при этом можно варьировать способы передвижения палочек. Например, сначала выложить узор, ухватывая палочки большим и указательным пальцами, а потом  большим и безымянным, большим и мизинцем, за середину  и за концы.

Затем задание усложняется: теперь ребенок, не видя,  как вы рисуете узор, выкладывают  рисунок по уже готовому образцу. Следующая  степень  сложности  - предъявить ребенку образец только на короткое  время, а затем убрать. Можно усложнить задание, предлагая детям построить по образцу симметричное изображение двумя руками, одновременно выкладывая,  детали  справа и слева . 

                            ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ

Самостоятельно построить рисунок левой рукой, имея перед глазами образец, развернутый в правую сторону;

Выкладывать рисунок то одной, то другой рукой в зеркальном отражении;  

Выкладывая фигуры, брать палочку  большим пальцем и мизинцем, большим и безымянным пальцами;

Выполнять задание сначала одной (привычной) рукой, затем другой рукой;

Выполнять задание двумя руками одновременно.

                            ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ.

Детям предлагается выложить флажки и стулья, которые зеркально повернуты друг к другу,   нужно выложить эти рисунки одновременно двумя руками.                                                          

 Как  только задание будет выполнено, детям предлагается превратить флажки в стулья, убрав одну палочку и изменив положение одной палочки.

На рис.6 представлен более сложный рисунок.  Задание выполняется разными пальцами.        

         ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ НА ПРЕВРАЩЕНИЕ ФИГУР.

Как, сдвигая палочки, превратить одну фигуру в другую?

Во что можно превратить  эти фигуры?