Пора ли ребёнку вшколу?

Вашему ребёнку пора идти в школу. И, конечно, вас тревожат сомнения: справится ли он со школьными нагрузками? Не повредит ли новый режим жизни и обучения здоровью? Какая школа в большей мере будет соответствовать его возможностям? Какие трудности возможны в процессе обучения?

Эти тревожные вопросы, волнующие многих родителей будущих первоклассников, можно объединить в две основные проблемы. Первая – готов ли ребёнок к школьному обучению, т.е. будет ли его развитие (социальное, физическое, психическое), соответствовать требованиям школы, вторая – готова ли школа к обучению ребёнка, т.е. сможет ли учесть его индивидуальные особенности, сохранить здоровье и обеспечить условия для его нормального роста и развития.

Социальное развитие во многом определяет успешность и длительность социально-психологической адаптации ребёнка к школе. Несформированность навыков общения может затруднить адаптацию, но не станет препятствием, если учитель, зная об этой особенности, будет спокоен, доброжелателен и тактичен.Уровень организации деятельности определяет эффективность обучения ребёнка, его способность выполнить все необходимые, но посильные для него задания, возможность внимательно слушать учителя, усваивать новые знания и т.п. Неумение организовывать свою деятельность встречается у детей 6-7 лет достаточно часто и может серьёзно осложнить процесс обучения. Если у ребёнка не сформированы все компоненты организации деятельности, возможно, это связано с неблагоприятным развитием нервной системы – с неврозоподобными расстройствами (беспокойный сон, страхи, навязчивые движения, нарушение темпа речи и т.п.). Нельзя исключать возможность тяжёлых и частых заболеваний. Причиной может быть и неблагоприятная семейная обстановка. При несформированности организации деятельности возможны комплексные трудности при обучении письму, чтению, математике. Для таких детей не рекомендуется школа с интенсивной программой обучения, противопоказаны дополнительные нагрузки в первом классе.

Общее развитие ребёнка – аспект подготовки, которому уделяется много внимания. Современные дети много видят, слышат, им читают, их развитием активно занимаются.

Высокий уровень общего развития порой бывает единственным критерием для выбора школы, и это может создать свои проблемы, особенно в тех случаях, когда выбирается «серьёзная» школа, с углубленным изучением предметов. Важно объективно оценить и другие стороны развития ребёнка.

Развитие внимания и памяти – необходимое условие успешного обучения. Неустойчивое внимание, заторможенность при его переключении или, наоборот, постоянное отвлечение, низкий объём и неустойчивость память, трудности при произвольном запоминании также могут осложнить процесс обучения. Однако достаточно часто учебные неудачи ребёнка объясняются не слабостью внимания или памяти, а его состоянием (неудовлетворительное здоровье, эмоциональное напряжение, утомление), а нередко и чрезмерно жёсткими требованиями родителей.

У детей с неустойчивым вниманием, низким объёмом памяти возможны трудности при обучении письму, чтению, математике, которые, как правило, становятся выраженными не в первом, а во втором классе. У таких детей много «пробелов» в обучении, и лучшей тактикой помощи в этом случае становится постоянное повторение учебного материала.

Речевое развитие –без определённого уровня развития речи обучение не просто затруднено, а невозможно. Однако несформированность речи встречается часто (почти у 60% первоклассников).  Как правило, это нарушения звукопроизношения, трудности звукобуквенного анализа, бедный словарный запас, неумение вести диалог и составлять связный рассказ по картинке. При подобной неразвитости речи необходима консультация (а возможно, и специальные занятия) с логопедом. Индивидуальные занятия с логопедом до школы и в процессе учёбы в школе очень эффективны и могут предотвратить трудности при освоении письма и чтения.

Развитие движений и пространственная ориентация – почти все движения, которым учат ребёнка (или он учится сам), - произвольные, самые сложные по организации. К 6-7 годам он должен овладеть элементарными двигательными действиями (особенно бытовыми, самообслуживанием), однако формирование новых движений, особенно таких сложных, как письмо, требует специального обучения.

Сформированность (неловкость) моторных действий – частая причина проблем ребёнка при усвоении предметов, где требуются хорошие письменные навыки. Поэтому при определении готовности к школе важно иметь в виду не только развитие «больших» движений (бег, прыжки, перевороты, развороты и т.д.), но и способность ребёнка манипулировать мелкими предметами, умение правильно держат ручку и выполнять простые графические движения (чертить вертикальные и горизонтальные линии, круг, квадрат, треугольник). Детям с неразвитой мелкой моторикой необходима специальная подготовка к письму.

Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторная координация – функции, которые можно с полным основанием считать «школьно значимыми». При их недостаточной сформированностиневозможно научить хорошо читать и грамотно писать. Причём эти особенности развития ребёнка могут быть не очень заметными. Детям с подобными недостатками развития не рекомендуются программы интенсивного обучения.

Личностное развитие – наряду с развитием социальных навыков определяет успешность психологической адаптации в школе. Однако недостаточная сформированность личности  ребёнка может быть компенсирована психологически комфортными условиями обучения, личностно ориентированной тактикой работы педагога и доброжелательностью родителей. Для такого ребёнка важнее правильно выбрать не столько школу, столько педагога.

Главный фактор, определяющий успешность обучения – здоровье ребёнка. Среди первоклассников 40% - часто болеющие дети. Как правило, они болеют раз в полтора-два месяца (по 7-10 дней), долго восстанавливаются после болезни, пропускают много уроков. У таких детей низкая успеваемость, повышенная утомляемость. Для них характерны комплексные трудности при освоении письма, чтения, математики.

Дети с нарушениями психического здоровья могут быть чересчур активны, непоседливы, или, наоборот, вялы, заторможены. Для них свойственна резкая смена настроения, неусидчивость, они раздражительны, плохо спят. У таких детей нередки страхи, навязчивые движения. Их школьные проблемы – комплексные (письмо, чтение, математика).

Безусловно, этим детям необходима консультация врача-психоневролога. Им противопоказаны интенсивные программы обучения, дополнительные нагрузки. Рекомендуется щадящий режим учебных занятий, обязателен дневной сон. Строгое соблюдение порядка дня (сон, отдых, прогулки, выполнение домашних заданий не больше 1 часа и т.п.).