Дистрафия. Коррекционная работа в дошкольном возрасте

Еще в 1997 году Р.И. Лалаева дала следующее определение дисграфии - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, проявляющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Несформированность процессов письма у детей связано с органическим поражением определенных отделов коры головного мозга (травмы, опухоли, нарушение мозгового кровообращения и пр.) или недоразвитие соответствующих отделов коры, что является следствием патологии беременности или родов у матери. Так же группу риска по возникновению дисграфии составляют дети с двуязычием в семье.

Письмо является сложным многоуровневым процессом, в реализации которого участвуют различные анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, двигательный.

Симптомы, по которым можно распознать дисграфию в дошкольном возрасте, заключаются в специфических и повторяющихся ошибках в речи. Например, ребёнок произносит НЕБЕЛЬ вместо МЕБЕЛЬ, ЗУК вместо ЖУК, СЛЯПА вместо ШЛЯПА, ТОТ вместо КОТ и пр. Педагоги называют эти ошибки «стандартными» и лишь для специалистов ясна их своеобразная логичность и неизбежность. Но часто встречаются ошибки не только с заменами звуков, но и пропуски букв (ЗОТИК вместо ЗОНТИК), вставка лишних букв  (ЛАНМПА вместо ЛАМПА), не умение повторить за взрослым слова сложные по слоговой структуре (КОНСЕРИВАТЬ вместо КОНСЕРВИРОВАТЬ), не сформированность грамматических систем (ГОЛУБАЯ НЕБО вместо ГОЛУБОЕ НЕБО, ПЯТЬ БЕРЕЗОВ вместо ПЯТЬ БЕРЕЗ).

Таким образом, в дальнейшем обучении в школе и при овладении навыка письма - возрастает риск проявления дисграфии, так как письменная речь формируется на основе устной, и между ними существует тесное взаимодействие.

Для успешного овладения письмом (его техникой) необходимо уже в дошкольном возрасте формировать у ребенка следующие необходимые предпосылки письма:

  1. Различение на слух всех звуков речи, включая акустически и артикуляторно близкие (звонкие-глухие, мягкие-твердые, свистящие-шипящие, Р-Л-Й).
  2. Правильное произношение всех речевых звуков (в плане отсутствия замен одних звуков другими, например СЫСКА вместо ШИШКА, ЛОЖОК вместо РОЖОК)
  3. Владение простейшими видами анализа, доступными детям дошкольного возраста, а именно:

- Выделение звука на фоне слова. Например: «Есть ли звук Л в слове ЛОДКА? А в словах ЛУНА, МОЛОТОК, РУКА».

- Определение места звука в слове (начало, середина, конец). Например: «На каком месте в слове МАШИНА находится звук Ш – в начале слова, в середине слова или в конце слова? А в словах ШТАНЫ, КАМЫШ?»

- Выделение ударного гласного звука из начала и конца слова. Например: «Какой первый звук в слове АИСТ? Какой последний звук в слове ЗИМА?»

4. Согласование слов в устной речи (формирование грамматических систем):

- Согласование глагола с именем существительным в роде и числе. Например: «Закончи предложение по образцу ДОЖДЬ ИДЁТ, А ДОЖДИ…ИДУТ. Как скажем БЕЛКА ПРЫГАЕТ, А БЕЛКИ…? ЯБЛОКО ЗЕЛЕНЕЕТ, А ЯБЛОКИ…?»

- Согласование имен существительных с именами прилагательными в роде. Например: «Посмотри на картинки, что между ними общего? ЦВЕТ ПРЕДМЕТОВ. Назови эти предметы, указывая цвет – КРАСНЫЙ ШАРФ, КРАСНАЯ РОЗА, КРАСНОЕ ЯБЛОКО».

- Согласование имен существительных по падежным конструкциям. Например: «Давай поиграем в игру «1-2-5». Посчитай МАШИНЫ. ОДНА МАШИНА, ДВЕ МАШИНЫ, ПЯТЬ МАШИН. КАРАНДАШ, ЯБЛОКО, ТЕТРАДЬ».

5. Умение различать предметы и геометрические фигуры по форме величине, расположению в пространстве (круг, квадрат, овал, больше меньше, большой маленький, справа-слева, вверху-внизу) – достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений.

В случае несформированности названных предпосылок письма к началу обучения грамоте ребёнок неизбежно встретиться с большими трудностями при усвоении начертаний букв, при соотнесении каждой буквы с соответствующим звуком и при определении порядка следования букв при написании слова, что приведет к появлению у него дисграфических ошибок, не связанных с незнанием грамматических правил. В данном случае ребенок «застревает» на этапе овладения самой техникой письма. В дальнейшем к этому неизбежно добавятся и грамматические ошибки (таким детям труднее усваивать правила), которые будут «сосуществовать» с дисграфическими.Самостоятельно маме и папе помочь ребенку с дисграфией не удастся, ему понадобиться помощь специалиста – логопеда.

Для полноценного обучения в школе, ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, сформированность грамматических систем, речевой слух и зрение на буквы.