АЗБУКА ПИТАНИЯ

      Можно представить, как много вопросов возникает у родителей, в связи с понятием «питание ребенка». И самый первый из них - какое питание считать рациональным? Коротко на него не ответишь. Но главный принцип правильного питания таков: с пищей ребенок должен получить определенное количество всех необходимых его организму веществ. Условно их можно подразделить на «строительный материал», из которого организм создает свои ткани, клетки и «топливо», которое служит для восполнения энергозатрат организма.

      Основной «строительный материал» - белки. При их недостатке в пище замедляется физическое развитие и рост ребенка, снижается его иммунитет и работоспособность, замедляются нервно-психические реакции организма. Важнейшими поставщиками белка, являются: мясо, рыба, яйцо, молоко, сыр, хлеб, картофель, фасоль, горох и т.д.

      Главным энергетическим материалом организма являются жиры и углеводы, в меньшей степени – белки. Они необходимы для нормальной работы различных систем организма. Углеводы содержатся в продуктах растительного происхождения – сахаре, хлебе, овощах, фруктах, ягодах и т.д. Из потребляемых жиров третью часть должны составлять жиры растительного происхождения и две трети – животного.

      Витаминов человеку нужно немного – всего 100-150мг, но жизнь без них невозможна. Они регулируют «строительство» и процессы жизнедеятельности организма, повышают его сопротивляемость инфекциям. Особенно важными считаются - А, В1, В2, В6, В12, С, Р, РР. При их дефиците в организме развиваются такие серьезные заболевания, как цинга, рахит, «куриная слепота» и т.д. Источниками витаминов являются самые различные натуральные продукты, а не только фрукты, овощи, ягоды и зелень, как считают некоторые.

      Минеральные вещества играют большую роль в построении и формировании к и тканей организма, а также участвуют в ферментативных и других жизненно важных процессах организма. Важнейшие из минеральных веществ – калий, фосфор, натрий, магний, железо, медь, марганец, йод, фтор, кобальт. Каждый из них выполняет в организме свою «специфическую» работу. Содержатся они в мясе, рыбе, печени, мозге, молоке, яйце, твороге, сыре, овощах, крупах, бобовых, грибах, орехах, чае и т.д.

      Рациональное питание – это обязательно индивидуальное, скорректированное питание. Определяя нормативы питания для детей, прежде всего принимают во внимание возраст ребенка, интенсивность роста, вес, двигательную активность, индивидуальные особенности организма, наконец, вкусы. Приходится учитывать даже время года, особенности климата, в котором живет ребенок.

      Зимой желательно давать зеленый лук. Ранней весной вводить суп из молодой крапивы, салат, в начале мая – редиску, огурцы. Непременный элемент ежедневного питания – овощи, зимой в переработанном виде, летом – в сыром.

      Наконец вы должны в какой-то мере доверять своему ребенку и выбор пищи, и определение ее количества. Очень часто, то что вы считаете простым капризом, на самом деле является физиологически обоснованной потребностью организма. Но это все-таки относится к детям, у которых не появилось предубеждений против каких-либо видов пищи, и не развился самый типичный детский «порок» - пристрастие к сладкому. Как лучше организовать правильный режим питания?

      В разный период для организма ребенка необходима разная пища. Это физиологически обоснованно. Утром и днем, когда ребенок наиболее активен, ему необходима пища, богатая белком. Возбуждая нервную деятельность, она увеличивает работоспособность организма. Пред сном нужна легкая пища, так как перегрузка организма белками и жирами, мобилизуя нервную систему, будет мешать наступлению сна.

      Питание должно быть четырехразовым: завтрак, обед, полдник и ужин. Дети с пониженным аппетитом, которые не съедают положенную порцию, могут получать пищу пять или шесть раз, но в меньших количествах. В перерывах между едой нельзя давать никакого «подкрепления».

      Рациональное и ритмичное питание не только обеспечивает правильное развитие ребенка, но и влияет на его умственные способности. Приучать к режиму питания нужно буквально с рождения, с годами внося в это элемент сознательности. Тогда режим станет нормой жизни, а в организме выработается по выражению Павлова И.П., «слаженная, уравновешенная система внутренних процессов».

      Очень большое значение для аппетита и настроения имеет красивое оформление блюд. Но некоторые могут возразить, что при существующем дефиците времени и думать некогда о красоте оформления пищи. Мы не призываем к «архитектурным излишествам». А если вы посыплете отварной картофель укропом или украсите второе блюдо листиком петрушки, соломкой из красного перца или тонким кусочком лимона, то это много времени не займет, но ребенок будет есть с большим удовольствием.

      Прививая детям правила поведения за столом, вы должны воспитывать в них внимание к другим людям, умение заботиться о тех, кто рядом. Известны поговорки: «ешь пирог с грибами – держи язык за зубами», «когда я ем – я глух и нем». Актуальны ли они сегодня? В наш стремительный век, при ускоренных темпах жизни, постоянной занятости - время дорого. Поэтому естественно, собравшись вместе за вечерним столом, люди обмениваются новостями и впечатлениями дня. Но маленьким детям, которые еще не научились совмещать еду и беседу, разговоры во время еды противопоказаны. Пища может попасть в нос, дыхательное горло и даже в легкие, что очень опасно. Для маленьких детей, приведенные выше поговорки нисколько не устарели.

      Но если разговаривать во время еды нельзя только маленьким детям, то совмещать еду с другими посторонними делами – чтением, разгадыванием кроссвордов и подготовкой к каким-либо занятиям – нельзя никому. Раздвоенность  внимания ухудшает пищеварение и снижает усвояемость прочитанного; кроме того, это не этично по отношению к сидящим рядом.

      «Школа питания» является одновременно и «школой воспитания», хотим мы этого или нет – это так. В процессе питания закрепляются те или иные привычки, которые вольно или невольно привили ребенку родители. И тут очень важно, какие это привычки – плохие или хорошие. Воспитывая в детях правильное отношение к хлебу насущному (мы едим, чтобы жить, а не наоборот), мы способствуем формированию скромности и правильных представлений о жизненных трудностях.