Аутоагрессия.

     Нередко встречаются дети, которые могут в случае, когда что-то не получается, кто-то обидел и без видимых причин начать себя бить (чаще по голове). Попытки взрослого остановить ребенка приводят к обратному эффекту: дети расходятся еще больше.

     Случаи аутоагрессии (агрессии, направленной на себя) не так уж редки в дошкольном возрасте. Чаще всего наказание себя, причинение себе боли – это реакция на собственные неудачные действия и поступки, которые могут вызвать неудовольствие у окружающих. Они не возникают самопроизвольно, а являются усвоенными формами агрессивного поведения. Скорее всего, малышей, практикующих аутоагрессию, достаточно серьезно наказывали в раннем детстве. Но не жесткость наказаний причина подобного поведения. Оно возникает под влиянием гневного осуждающего  поведения взрослых, их бурного недовольства своими детьми. Крики, искаженные лица родителей, их разъяренность пугают детей. Панические настроения, страхи детей могут стать настолько сильными, что дети начинают наказывать себя сами, как бы опережая реакцию взрослых и в определенном мере предупреждая ее. Чаще всего аутоагрессию проявляют дети с обостренным самолюбием, с завышенными требованиями к себе.

      Другой причиной аутоагрессии является сверх высокая эмоциональная чувствительность детей. Вид чужого страдания и слез для них практически невыносим. Если взрослые, не понимая этого, на глазах ребенка впадают в истерическое состояние, громко плачут и кричат – это может стать сильнейшим душевным потрясением для впечатлительного ребенка. Если ребенок посчитает, что в этом состоянии взрослого виноват он сам, тут и проявится самонаказание.

                              Что делать, если ребенок бьет себя?

     - Не провоцируйте ребенка собственным поведением.

     - Будьте терпимы и сдержанны, это поможет ребенку успокоится.

     - Если ребенок не сопротивляется, приласкайте, обнимите его, но без навязчивости.

     - Попробуйте инсценировать уход: «Все, я не могу больше на это смотреть!». Можно выйти на несколько минут в другую комнату. Помните: психически нормальный ребенок никогда сознательно не причинит себе вреда: не укусит до крови, не нанесет себе травму!

      - Когда ребенок успокоится, желательно какое-то время побыть с ними вместе, просто посидеть и помолчать, позволить ему забраться к вам на колени или почитать любимую книжку. Дайте детям почувствовать, что вы понимаете их душевное состояние и не осуждаете за то, то они сделали. Ваша поддержка очень нужна малышу, она будет способствовать скорейшему изживанию аутоагрессивных тенденций.

     А на будущее имейте в виду, что каждое ваше критическое замечание, каждая реплика и суровый взгляд могут привести вот к таким печальным последствиям. Поэтому относитесь к ребенку не так критично, старайтесь прощать ему его промахи, не выставляйте завышенных требований.

Разный темперамент.
Темперамент характеризует темп, интенсивность, ритм, скорость психиче
ских процессов и состояний. Эти индивидуальные особенности человека врожденны, проявляются достаточно рано и сильно влияют на эмоциональное поведение человека.

Родителям важно знать сильные стороны темперамента своего ребенка, чтобы помочь ему адоптироваться, успешно общаться, осваивать новые знания.

       Типы темперамента

Холерик.

     Такой малыш быстрый, очень подвижный, с трудом переносит ожидания, у него легко возникают эмоциональные вспышки, настроение неустойчиво (быстро переходит от радости к гневу).

     Ребенок не выносит монотонной работы, требующей усидчивости и терпения. В то же время он чаще всего решителен, уверен в себе, настойчив и бесстрашен, любит риск и приключения. Увлекшись, каким либо занятием, заражает ими других. По натуре он экспериментатор.

Как себя вести родителем.

     Самое главное – занять такого ребенка соответствующим его интересам делом. У такого малыша в течении дня обязательно должна быть интенсивная физическая нагрузка. Спорт хорошо дисциплинирует именно холериков. Такого ребенка, увы, нужно контролировать больше, чем других. Предоставленный сам себе, он может попасть в опасную ситуацию. Не следует раздражаться по поводу «неудобного» поведения ребенка, от этого он становится еще более не управляемым. Лучше спокойно приучать его к тем видам деятельности, где требуется терпение: лепка, конструирование.

Флегматик.

    Невозмутимый и спокойный, эмоционально сдержанный, усидчивый и дисциплинируемый.

     В выполнении любых заданий чрезвычайно медлительный. В своих интересах достаточно постоянный, легко принимает четкий и жесткий режим дня. Шумных игр такой ребенок не любит, так же как и интенсивного общения со сверстниками. Долго может принимать решения, но, единожды приняв вряд ли их поменяет.

Как себя вести родителям.

     Вы легко можете доверить ему какое-либо дело: ребенок очень ответственен и добросовестен. Никогда не торопите его – он от этого начинает действовать еще медленнее. Для него совершенно не адекватна атмосфера спешки и четкого лимита времени, в этом случае он может «зависнуть», как компьютер.

     Такому малышу нужно помочь выразить свои эмоциональные переживания: почаще рассказывайте ему о том, что переживают другие люди в разных ситуациях. Что бы поведение и мышление не стали стереотипными, давайте ему по больше творческих заданий, которые имеют несколько вариантов решения. Старайтесь выводить его «в люди»: в музеи, на выставки, в библиотеку пусть пополняет свой эмоциональный опыт.

Меланхолик.

     Такой ребенок эмоционально очень чувствителен и легко раним. Любые эмоциональные переживания длятся у него очень долго и мешают сосредоточиться на каком либо деле. Он хорошо чувствует состояние других людей, определяя его по мимике, жестам, интонациям.

     Ребенок - меланхолик очень нуждается в поддержке и похвале близких, из-за неуверенности в себе трудно идет на контакт со сверстниками обидчив и настороженно относится ко всему новому. Самая не значительная неприятность может вызвать у ребенка слезы. Он болезненно реагирует на смену привычного эмоционального окружения, быстро утомляется.

Как себя вести родителям.

     Для меланхолика самым главным является спокойная, доброжелательная атмосфера дома. Только ребенка надо постоянно хвалить, демонстрируя веру в его способности. Даже если задание выполнено не очень хорошо, нужно уметь вселить в ребенка уверенность, одобряя саму попытку ребенка. У ребенка должна быть постоянная возможность переживания успеха от выполнения самых незначительных дел. Чаще проговаривайте положительные моменты, старайтесь отвлечь его от тревожных мыслей. Учите делать самостоятельный выбор (с какой игрушкой играть, с кем гулять, что надевать и т.п.).

Сангвиник.

     Это жизнерадостный, подвижный и легко увлекающийся новой игрой ребенок. Больше всего он любит смену впечатлений, редко доводит начатое до конца. Такой малыш легко привыкает к незнакомой обстановке, быстро заводит друзей, может быть инициатором разных детских забав.

     Он любознателен и умеет сдерживать свои эмоции. Может учиться схватывая все на лету, хотя сангвиника больше интересует сам процесс, а не результат.

Как себя вести родителям.

     Такому ребенку необходимо обеспечить доступ к разным видам деятельности, не загружать неинтересной монотонной работой. Однако следует помочь ему сосредоточиться на выбранном занятии и довести дело до конца, опираясь на такое важное качество как целеустремленность. При этом с такими детьми следует быть требовательными. Желательно, чтобы все члены семьи придерживались единой стратегии воспитания.