Общение со сверстниками – необходимое условие полноценного развития личности: ребенок приобретает способы общественного поведения, учится сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Только тот человек будет полноценным, потребности и желания которого есть потребности и желания коллективиста. Следует сближать детей на основе чувства  доброжелательности к товарищам, вырабатывая  чувства сопереживания и заботы.

 Рассмотрим пример: Купили Никите ( ему 5 лет) велосипед и сказали:

-Он дорогой, катайся сам, никому не давай, а то поломают.

Вышел мальчик во двор с новым велосипедом, а ребята тут как тут, наперебой просят прокатиться. Но Никита, помня наставления мамы, всем отказал, выдумывая причину за причиной:

-Ты не умеешь кататься еще, упадешь – говорит он одному – Вот сделаю десять кругов тогда… - обещает другому.

А сейчас я сам учусь.

Походили,  походили ребята за Никитой, да и стали играть без него. Ему теперь никто не докучал, и он делал по двору круг за кругом на своем неприкосновенном велосипеде. Сначала он наслаждался  своим одиночеством: катайся, сколько хочешь! Но разве интересно без товарищей? Теперь велосипед курсировал все ближе и ближе к играющим, мальчик поглядывал на них, ожидая, что кто – нибудь  из ребят заговорит с ним, снова попросит. И тогда….тогда он нарушит мамин запрет лишь бы восстановить с друзьями  отношения. Но те не обращали на него, ни малейшего  внимания!

-А во что вы играете? – не выдерживает Никита.

-А ни во что!

-Можно мне с вами?- продолжает  отвергнутый.

-Нельзя,  иди,  катайся на своем велосипеде!

-Что ли мне велосипеда жалко?- оправдывался Никита. - Берите и катайтесь!

Но ребята, не сговариваясь, объявили  другу бойкот. Едва сдерживая слезы, мальчик помчался домой, таща за собой злополучный велосипед. А там, уткнувшись в мамины колени, дал волю слезам.

-Что случилось? Уже сломали,  небось? – тревожить мама – говорила тебе не давай никому!

-Никто не сломал твой велосипед! – запальчиво выкрикивает сын.

-Что же произошло?

Сын плакал. Мать терялась в догадках.

В чем просчет взрослого в описанном примере?

В угоду сохранности дорогой вещи мать невольно преподала сыну урок жадности и изворотливости. Если подобные уроки становятся системой, то у ребенка  эти качества могут закрепиться, стремление держаться особняком от  сверстников приводит к одиночеству.

Уместно вспомнить слова Н.К.Крупской:

«… в одиночку человек может развиваться только до известного предела, очень незначительного, а там его опыт должен оплодотворяться опытом других. Опыт других созвучный развивающему ребенку, близкий ему, дающий материал для сравнения, ведет ребенка вперед. Чем шире будет этот усваиваемый впитываемый чужой опыт, тем больше вынесет из него ребенок, тем более коллективным человеком он будет расти».

Радость совместной игры порождает сотрудничество, складываются доверительные отношения, которые благотворно влияют на формирование доброжелательности, отзывчивости и чувства сопереживания. А это в свою очередь, способствует воспитанию чувства доброты и взаимной выручки.

Лишая ребенка общества сверстников, родители тем самым наносят ущерб правильному воспитанию своего ребенка, не растят его добрым, отзывчивым, щедрым.