Готовность к школе.

Часто родители пребывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности ребенка к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребенок считается подготовленным к школе, если умеет читать, писать , считать. Между тем мало кто из родителей догадывается, что иногда, даже овладев этими умениями, ребенок необязательно будет хорошо учиться в школе.

Дети развиваются неодинаково, и то, что естественно для одного ребенка, для другого еще сложно и несвоевременно. Но почему-то многие родители считают возможным форсировать интеллектуальные способности своих детей.

Что же делать родителям, от действий которых зависит уровень подготовленности их ребенка к школе? Прежде всего необходимо понять, что надо не обучать ребенка тому, чему будут учить в школе, а развивать его предпосылки к обучению.

Тогда позже, в процессе получения знаний, ребенок будет способен их усваивать. К этому  будет готов его мыслительный аппарат, у ребенка появятся мотивация к обучению и контроль за своими действиями.

 Часто бывает, что ребенок хорошо считает, пишет, читает. Родители гордятся этим и при каждой возможности стремятся продемонстрировать эти умения. Но при ближайшем знакомстве с таким ребенком оказывается, что инструкцию он почти никогда не воспринимает с первого раза. Он просто не слышит, что от него требуется. При повторе он улавливает инструкцию лишь частично, а при очевидной допущенной ошибке не стремится ее исправить. Такой ребенок не способен поднять руку, чтобы обратиться к педагогу, если не понял, не расслышал задание. Как правило в классе более двадцати учеников, и учителю бывает трудно контролировать нюансы в поведении каждого из них.

Если к перечисленным проблемам добавить еще и неумение планировать свою деятельность, неспособность подготовиться к следующему заданию, то вырисовывается портрет ребенка, психологически к школе не готового.

Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это, прежде всего мотивационная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно моторной координации.

Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. Ребенок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть в школу это очень важно и почетно. У него будет новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того все новое привлекает детей, а в школе практически все (и классы, и учительница, и систематические занятия) является новым. Поэтому ребенок стремится в школу, так как хочет быть взрослым, иметь определенные права, например ранец или тетрадки, а также закрепленные за ним обязанности, например рано вставать, готовить уроки (которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье). Пусть он еще полностью не осознает, что для того чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать, например, игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает тот факт, что уроки нужно делать. Именно это стремление СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию» школьника.

Интеллектуальная готовность. Это наличие у ребенка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем  плане. Важной составляющей интеллектуального развития, является словарный запас ребенка, развитие правильной грамотной речи. Умения рассуждать, анализировать обобщать.

Волевая готовность  необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идет не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать  в содержание того, о чем говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Это можно развить и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. при этом обязательно просить детей повторить детей ваши слова, чтобы убедиться в том, что они все услышали и правильно поняли. Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу.

Чтобы понять, насколько готов ваш ребенок учиться в школе, Вы должны знать, какими качествами вообще должен обладать ребенок, чтобы учиться в первом классе:

- внимание, способность к длительному (15-20 минут) сосредоточению;

- хорошая память;

- сообразительность;

- любознательность;

- развитие воображения;

- начальные навыки чтения, счета, письма;

- физическая ловкость;

- волевая качества (способность выполнять не только привлекательную работу);

- организованность, аккуратность;

- дружелюбие, умение общаться с другими детьми и взрослыми.

Не менее важное условие подготовленности ребенка к школе - умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребенок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать свое поведение, ему трудно привыкать к школе.

Успехи напрямую зависят от состояния здоровья ребенка. Ежедневно посещая школу, малыш привыкает к ритму ее жизни, к распорядку дня, учится выполнять требования учителей. Частые заболевания выбивают его из привычного ритма школьной жизни, ему приходится догонять класс, и от этого многие дети теряют силы.

Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление. Трудно тем детям, которым впервые приходится постигать смысл слов «надо» и «нельзя».

В последний год перед школой нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовке ребенка к обучению в школе. Внимательно наблюдайте, как ваш ребенок играет со своими сверстниками, подумайте, умеет ли он подчиняться требованиям старших, умеет ли внимательно слушать, отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим, и сделайте для себя правильные выводы.