Развиваем наблюдательность ребенка, его способность управлять вниманием

     При организации занятий с детьми младшего дошкольного возраста нужно помнить, что этим детям свойственна незрелость произвольной деятельнос­ти. Они еще не умеют управлять своими желаниями и, чтобы начать с ребенком совместную деятельность, надо учесть его сиюминутное состояние, «подстроиться» под него, использовать положительный эмоциональный фон. По мере взросления детей и формирования произвольной деятельности регулирующую роль все больше играет слово, речь взрослых. Особенно важно при этом заинтересовать ребенка выполняемой работой. Значимые для него мотивы деятельности — одно из условий произвольного внимания.

     Играть можно индивидуально с одним ребенком или с группой детей.

                                           Игры типа «Делай, как я»

  • Все, включая ведущего, сидят с одной стороны стола. Кисти рук кладут на стол. Ведущий поочередно: сжимает в кулак пальцы обеих рук, разжимает кулаки, сжимает в кулак пальцы правой руки, распрямляя при этом пальцы левой (ладонью к столу) и т.д. Это упражнение полезно для развития мото­рики, согласованности действий и в то же время является тренировкой внимания, так как для правильного выполне­ния необходимо сосредоточиться, суметь переключаться с одного действия на другое. Достаточно 10—15 разных пози­ций, чтобы не было утомления. Темп показа нарастает по­степенно в зависимости от возраста и индивидуальных осо­бенностей играющих.
  • Ведущий производит действия, а дети повторяют: руки вверх; руки в стороны; правая рука на пояс, левая в сторону; левая рука вверх, правая в сторону и т.д. Упражнение выполняет­ся стоя.
  • Ведущий производит удары палочкой по столу или хлопки в ладоши. Дети поочередно воспроизводят удары, хлопки в том же ритме. Это упражнение способствует развитию вни­мания при слуховом восприятии.
  • Разложите фигурки геометрической мозаики в определен­ной последовательности (с учетом формы или цвета). Пред­ложите ребенку сделать так же. В ходе этого занятия выра­батывается устойчивость внимания, его распределенность. Если ребенок ошибается, не торопитесь подсказывать ему. Спокойно скажите, что он сделал неверно; нужно, чтобы он сам нашел свою ошибку. Это помогает вырабатывать очень важный для любой деятельности навык самоконтроля.
  • Способствуют формированию самоконтроля и игры типа «Нос – ухо – нос». Ведущий называет слово, а дети должны показать его. При этом ведущий может «обманывать»: говорит «нос», а показывает «ухо» и т.д. Дети должны быть очень внимательными, чтобы показать верно.

Игры типа «Кто больше увидит»

  • Предложите детям посмотреть в окно или на стол, на кото­ром стоят разные игрушки, а затем, отвернувшись, назвать увиденное.
  • Покажите картинку, в которой «спрятаны» разные звери, птицы, предметы. Ребенок должен найти их.
  • Попросите ребенка найти различия в двух картинках.
  • Попросите найти два одинаковых мяча, одинаковые пары обуви, такую же бабочку, фигурку.
  • Разложите знакомые предметы или картинки с их изобра­жением. Пусть ребенок посмотрит на них. Затем уберите один из предметов. Ребенок должен сказать, какой предмет убрали. После этого предметы замените или поменяйте мес­тами и спросите, что изменилось. То же самое проводится с картинками.
  • Другой вариант: покажите ребенку куклу, попросите рас­смотреть ее. Затем ребенок закрывает глаза, а вы меняете детали одежды; ребенок должен сказать, что изменилось.
  • Все эти игры, как уже говорилось, развивают наблюдательность, формируют произвольное внимание. Полезны они и для совершенствования восприятия, зрительной памяти.

 Подвижные игры на внимание

  • Поставьте детей в круг, сами встаньте в середине. Бросайте кому-нибудь из играющих, называя одно из трех слов: растение, мебель, одежда. Тот, кто поймал мяч, должен назвать любое слово, входящее в данную родовую категорию. Например, при слове «растение» можно назвать березу, ель и т.д. После того как ребенок назвал слово, он возвращает мяч. Допустившие ошибку выходят из игры.
  • Дети встают лицом к ведущему на расстоянии 5—10 метров. Здесь же нарисованы круги по числу играющих. Называйте знакомые детям одушевленные и неодушевленные предме­ты. Если предмет «живой», то дети должны побежать и занять круг. Если предмет «неживой», то они прыгают на месте сначала на одной, затем на другой ноге по два раза.
  • Дайте каждому играющему скакалку. По сигналу светофора (показывайте круги красного, зеленого и желтого цвета) дети должны:

            если круг зеленый — со скакалкой прыгать до обозна­ченной черты;
            если желтый — прыгать через скакалку на месте;
            если красный — стоять на месте с опущенной скакал­кой.

  • Спрячьте предмет. Ребенок должен найти его, ориентируясь на музыкальные сигналы. Чем ближе к искомому предмету, тем громче музыка.
  • Предложите ребенку слушать хлопки: один хлопок — встать на одну ногу, два хлопка — руки на пояс; три хлопка — побежали. Это задание требует не только концентрации, но и распределения внимания.
  • Предложите ребенку внимательно слушать слова. Если вы называете животное, он должен прыгать на месте на двух ногах; если называется растение, он должен поднять пра­вую руку и т.п.
  • Предложите детям повторять движения (хлопки, руки в сто­роны, кивок головой). Движения неожиданно меняются. Кто не заметил, выбывает из игры.
  • Приведенные игры не только положительно влияют на вни­мание, но и полезны для физического развития (бросание мяча развивает меткость, ловкость, двигательную координацию; прыжки со скакалкой укрепляют мышцы ног и т.д.), для формирования слухового восприятия.
  • В тех случаях, когда у ребенка грубо выражены недостатки внимания, необходимы ежедневные специальные упражнения. Существуют психологические методики для исследования внимания — «корректурные пробы». Они и аналогичные им задания могут быть применены для коррекции внимания. Приведем не­сколько примеров.

Задания для коррекции внимания

  • Возьмите страницы из старой, негодной к употреблению детской книжки и вырежьте куски текста (без иллюстраций). Объем текста в пределах 15-19 строк. Если дети еще не знают буквы, то можно предложить им вычеркнуть или подчеркнуть в тексте все кружочки (бук­ву О). Если какие-то буквы уже знакомы, то именно с эти­ми буквами и нужно упражняться. Сначала вычеркивается во всем тексте только одна буква. Важно, чтобы ребенок не пропустил в строках эту букву и не вычеркнул другую. За­тем усложните задание, предложив одну букву вычеркивать, а другую подчеркивать. Другой вариант: одна буква подчер­кивается красным карандашом, другая зеленым и т.д. Продолжительность занятия зависит от возраста и усидчи­вости ребенка. Начинайте с 5—7 минут. Постепенно делай­те занятия более продолжительными, увеличивая количест­во строк в тексте. Увеличение объема текста и отсутствие ошибок: будут служить показателем эффективности работы. Так как на каждом занятии меняются тексты и инструкция (сегодня одну букву вычеркиваете, завтра другую подчерки­ваете и т.д.), задание воспринимается ребенком как новое, и не наступает пресыщение.
  • Заготовьте лист с цифрами от 1 до 5 в произвольном поряд­ке, с повторением отдельных цифр (всего от 3 до 6 строк). Предложите ребенку, например, вычеркнуть все цифры 4 или 1. При усложнении задания он должен вычеркнуть цифру 3 и подчеркнуть цифру 2 и т.п.
  • Другой вариант. Нарисованы предметы: ведро, матрешка, мяч, кукла и т.д.; всего 8 строк. Предложите ребенку снача­ла подчеркнуть все мячики, потом вычеркнуть все ведра и т.д.
  • Ребенок должен расставить соответствующие значки в на­рисованных на листе фигурах. Более сложный ва­риант: заштриховать все фигуры так, как показано в образ­це.
  • Предложите ребенку рассказывать стихотворение и одно­временно рисовать карандашом вертикальные палочки на Листе бумаги. Другой вариант: подчеркивать букву О и счи­тать удары (взрослый ударяет по столу карандашом через одинаковые интервалы).