Речевое развитие детей средствами загадки

Поиск новых форм и методов коррекционного обучения, общего развития личности ребенка всегда будут актуальными задачами для специалистов. Наряду с разработкой современных моделей воспитания необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – сокровищница национальной мудрости – используется в различных областях работы с детьми дошкольного и школьного возраста.

Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического) и недостаточной сформированностью смысловой стороны речи.

Ознакомление с фольклором развивает у детей интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и обычаям. Совершенствуется речь, формируются нравственные принципы, расширяются знания о природе.

На начальном этапе обучения детей родному языку К.Д. Ушинский ставил три цели. Первая – развивать дар слова, т.е. умение выражать свои мысли. Вторая – учить ребенка облекать свои мысли в наилучшую форму. Идеальными образцами в этом служат художественные произведения, как народные, так и авторские. Третья цель – практическое усвоение грамматики, предшествующее изучению её как науки. Ушинский чётко определил требования к книгам для детей: положительные идеи, художественность, доступность содержания. В круг детского чтения великий педагог включил загадки.

Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую действительность: растительный и животный мир, явление природы, предметы труда, быта и др. Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Ребенок познает богатые изобразительно-выразительные возможности слова: употребление в переносном значении, сравнение, олицетворение, использование в качестве метафоры, эпитета. Размышление над загадками тренирует восприятие  и различение словообразовательных и формообразующих элементов слова – морфем. Загадка помогает детям осваивать синтаксис родной речи на привычных, доступных, понятных примерах. Загадка не просто «скользит» в речевой сфере, она приковывает к себе внимание ребенка, заставляет его сосредоточиться на языковой форме, вдуматься в неё. Загадка непреднамеренно заставляет ребенка анализировать её языковую структуру, учит открывать «секреты» этой структуры, позволяет запоминать слова и формы слов, словосочетания, устойчивые обороты, осваивать лексическую сочетаемость.

Направления коррекционно-речевой работы с дошкольниками на основе использования загадки способствует решению следующих задач, поставленных перед педагогами/взрослыми:

Обогащение лексического строя речи:

- расширять словарь существительных, местоимений, прилагательных, числительных, глаголов, наречий;

- знакомить с различными значениями слова;

- изучать синонимы и антонимы;

- объяснять задачи и способы употребления метафор (образных сравнений), эпитетов, олицетворений, создающих выразительную характеристику предмета.

Формирование грамматического строя речи. Учить:

- образовывать формы существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- образовывать слова различными способами (с помощью приставок, суффиксов и др.);

- согласовывать имена существительные с прилагательными и числительными;

- изменять глаголы по временам, видам, родам (в прошедшем времени), числам;

- использовать в речи предлоги.

Развития связного высказывания. Учить:

- строить предложение с противопоставлением, используя союзы «а» и «да», вопросительное предложение;

- использовать однородные члены.

Таким образом, использование загадок в работе педагогов и родителей способствует всестороннему развитию речи и мышления ребенка.