Формирование правового сознания дошкольников

По рекомендации ЮНЕСКО обучение правам человека (правовое воспитание) предлагается начинать в дошкольном возрасте, так как это период начального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Мы можем говорить о начале процесса социализации, приобщения к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, усваивает моральные нормы общества. У детей формируются такие важные для человека черты, как любовь к родному краю, Родине, доброжелательность к окружающим, уважение к людям других национальностей, активность и инициативность в самостоятельной деятельности, умение бережно относиться к результатам труда людей, желание посильно помогать им. Очень важно развивать эти качества, учитывая то, что ребёнок живёт в правовом пространстве и, следовательно, приобщение его к правовой культуре является значимым развивающим и социализирующим ресурсом.

Если формирование правового сознания через правовое обучение начинается, как правило, с подросткового возраста, то через другие средства воспитательного воздействия (личный пример восприятия, семья, средства массовой информации и т.д.) этот процесс начинается гораздо раньше.

Уже на ранних стадиях развития личности ребёнок с помощью различных каналов и средств передачи информации располагает знаниями, на основе которых у него возникает определённое понимание окружающей социальной действительности, формируется направленность сознания, усваиваются нормы и модели поведения.

В возрасте от одного года до трёх лет возможности ребёнка как субъекта социальной деятельности крайне ограниченны, неразвиты, ещё во многом сводятся к психофизиологическому уровню взаимодействия с объектами окружающей действительности. В связи с тем что ребёнок в зарождающемся сознании идентифицирует, отождествляет себя с внешним миром, его психика воспринимает элементарные нормы поведения, следование которым позволяет удовлетворять жизненные потребности и избегать негативных ситуаций. Этот возрастной период можно именовать начальным этапом формирования и развития индивидуального правосознания, т.е. началом правовой социализации ребёнка.

Приблизительно с трёхлетнего возраста ребёнок, обнаруживая свои отличия от внешнего мира, осуществляет переоценку образцов, моделей, правил, которые были для него обязательными для исполнения, что проявляется как «кризис трёх лет». Как результат этого процесса – развивающаяся в сфере самосознания способность к оценке и самооценке нормативных критериев взаимодействия с окружающей средой. В этот период упущения и ошибки в организации и проведении правовоспитательной работе способствуют появлению у детей нечестности, агрессивности, жестокости, эгоистичности, жадности и т.д. Поведение, основанное на указанных чертах характера, может становиться в дальнейшем для ребёнка нормой социальной жизнедеятельности и приводить к формированию деструктивной личности, ведущей асоциальный образ жизни.

С 6-7- летнего возраста у ребёнка, как правило, возрастает потребность в новых знаниях, умениях, появляются желание и предрасположенность к организованной учебной деятельности. Кроме того, возрастает способность дошкольника к саморегуляции поведения сообразно требованиям социального окружения, развиваются такие качества, как исполнительность, способность к самоконтролю и стимулированию. Внешняя норма ассоциируется с велениями взрослых.

Подобная открытость сознания дошкольника внешним предписаниям имеет в своей основе осознанные мотивы и цели: овладеть новыми видами деятельности, системой норм, которые предписывают тип и способ разрешения противоречий на этом этапе развития ребёнка.

В связи с существованием общественных требований и запретов у ребёнка возникает осознание обязательного и запрещённого. Наряду с позицией «хочу» отчётливее проявляется следование социально-ориентированным категориям «можно», «нельзя», «нужно», «должно». Проявляется различное отношение внешнего и внутреннего мира поведения «для себя» и «для других». Отсутствие требований и безотказное удовлетворение потребностей формируют дошкольника с недоразвитием общественно-обязательного характера отношений.

На основе общего представления о социально-правовых явлениях и путём воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы правосознания в дошкольном возрасте (5-7 лет), на наш взгляд, возможным является формирование:

  • уважительного отношения к установленным правилам поведения;
  • осознанного подчинения принятому правомерному стандарту поведения;
  • понимания нравственной и правовой ответственности за свои поступки и поведение, а также личной ответственности за совершённые нарушения правил;
  • установки на оказание помощи работникам правоохранительных органов, осуществляющим деятельность по пресечению и предупреждению правонарушений;
  • установок, препятствующих податливости криминальным и асоциальным явлениям;
  • непринятие насильственных и других асоциальных (незаконных) действий в отношении людей, животных, объектов окружающей среды с формированием на этом правовых убеждений;
  • ценностной значимости семьи и добропорядочного отношения к родным и близким;
  • ценностных представлений о благоразумных и полезных формах отдыха.

Создавая условия для социально-правового развития личности, педагоги и родители приобщают ребёнка (а в его лице новое поколение) к правовой культуре, что является основой становления гражданского общества и формирования правового государства.