Наказывать  или нет?– Вот в чем вопрос.

  Почему наказания являются практически неотъемлемой частью воспитания? Дело в том, что все дети обладают одним схожим качеством: примерно с годовалого возраста, как только начинают уверенно стоять на ногах, они стремятся проявлять самостоятельность во всем.

   По мере взросления тяга эта только увеличивается - и это абсолютно нормально. В том, что дети хотят большей независимости от взрослых, и заложена основа их развития. Но поступки, которые они совершают при поиске границ самостоятельности, далеко не всегда могут радовать родителей. Наказание – это и есть определение тех рамок ограничения ребенка в принятии решения. Многих родителей волнует вопрос – как именно наказывать детей?  Что именно можно сделать, чтобы ребенок понял -  то, что он делает, является недопустимым? Считается, что можно запретить в качестве наказания, какое – то занятие, которое нравится ребенку. Но сказать, что для всех это будет действенной мерой, нельзя!

   Другой вопрос: можно ли бить ребенка? По этому поводу тоже есть разные мнения. Сами дети не оценивают это наказание как самое ужасное. Более того, оно позволяет им сбросить с себя чувство вины и даже обидеться на родителей.

     За что именно наказывать – тоже важный вопрос.

   Вы уверены, что поступок стоил принятия таких мер? Бывает так, что наказывая ребенка, Вы просто проявляете раздражение? Может сам ребенок и не имеет никакого отношения к Вашему состоянию, Вас просто выводят из себя конфликты на работе, неважное самочувствие, неудачный день. А сын или дочь просто попали под «горячую» руку?

  Позаботьтесь о том, чтобы количество наказаний сводилось к минимуму. И, конечно, не стоит провоцировать ребенка на поступки, которые потом потребуют наказания. Применять наказания можно только после того, как Вы неоднократно объяснили правила поведения и уверенны, что ребенок их понял! И, конечно, он должен знать, и, что не мало важно, понимать, за что его наказывают!

«Когда вы выбираете наказание, успейте взвесить его вред и пользу для ребенка»

1. Наказание не должно вредить здоровью– ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным. Наказать – это, скорее, лишить ребенка хорошего, чем делать ему плохое.

2. Если есть сомнение, наказывать или нет, не наказывайте, даже если уже поняли про себя, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!

3. За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание – только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый проступок. «Салат» из наказаний – блюдо не для детской души.

4. Срок давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало, например, за проступки, обнаруженные спустя неделю, месяц, а то и год, - это чревато риском задержки психического развития.

5. Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница  перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах – ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!

6. Без унижения. Что бы ни было, какой бы ни была вина ребенка, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение его чувств собственного достоинства. Если ребенок считает, что с ним обошлись несправедливо, наказание воздействует на него только со знаком «минус», оно больно ранит его чувства самоценности!

7. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения.

8. Роли «карающего» и «милующего» не должны жестко закрепляться за членами семьи, так как это может приводить к тому, что «милующий» начинает самоутверждаться за счет «карающего», что вносит смятение в восприятие ребенком семейной иерархии.

9. Наказание – не за счет лишения любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка необходимой заботы и похвалы. Наказание не должно посеять сомнение в родительской любви, а, наоборот, усилить переживания ребенка, его любовь к родителям и ощущения того, как сильно его любят